Психологическая помощь в остром горе (смерть близкого человека)

22Психологическая помощь в остром горе (смерть близкого человека)
Психологическая помощь в остром горе (смерть близкого человека)

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОСТРОМ ГОРЕ (СМЕРТЬ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА)
Пишу статью практическую, поэтому начинаю без предисловий.
Во всей остроте эта проблема встала передо мной, когда я трижды выезжала добровольцем на места катастроф. И первой из них была поездка в Видяево в дни трагедии подводной лодки "Курск". 117 семей тщетно ждали - и не дождались своих родных - моряков погибшей подлодки. Во второй раз я оказалась в Дагестане, в пограничном городе Каспийске, после очередного теракта - взрыва на военном параде 9 Мая. Более 200 погибших и раненых - преимущественно военнослужащие-участники парада и дети, бежавшие за военным оркестром. (О третьей поездке писать не буду: там были пострадавшие, но, по счастью, не было погибших).
Итак, несколько психологов-добровольцев перед лицом массовой смерти и огромного горя тех, кто переживает потерю близкого человека. Что сказать им, как работать, чем помочь?
Известная теория 5 этапов проживания горя американского психолога Э. Кюблер-Росс, а также идеи отечественного психолога Ф.Василюка, изложенные в книге "Пережить горе" - да, они работают во многих случаях. Но не во всех (об этом речь чуть позже). И, надо сказать, ознакомление человека с любой из этих теорий никак не избавит его от страдания. Требовалось что-то намного более конкретное и практическое, - особенно с учетом того, что помогать нужно было экстренно - и многим десяткам человек.
Я из того поколения, когда к западным школам типа психоанализа и гештальт-терапии относились очень осторожно. Да и странно, мне кажется, в такой ситуации копаться в бессознательном или предлагать людям "завершить гештальт" (ничуть не умаляю всех достоинств этих подходов, просто пишу, что не работаю такими методами). Приемы вроде "написать умершему письмо" и спрятать/сжечь/выбросить его представляются мне совсем уж бездушными - какая-то современная "психология без души". Может быть, кому-то они и помогают, но... я консерватор. Мне больше по сердцу В.Франкл с его возвышенной логотерапией и героической судьбой.
Что же делать? Повторяю - времени на размышления практически нет, за один день (и одну белую ночь в заполярном Видяево) нужно обойти много семей, причем почти в каждой семье - несколько человек, и все по-разному переживают горе, - и всем нужна помощь.
Да, были семьи, где достаточно оказывалось сочувствия. Были, так сказать, "простые случаи" (да простится мне этот "цинизм"), где людям достаточно было обычных, общепринятых слов поддержки, - разумеется, основанных на искреннем сочувствии и сострадании.
Но были и другие. Были те, для кого смерть любимого человека оказалась жизненной (экзистенциальной - можно и так сказать) катастрофой. Те, кто просто не мог жить без погибшего. Именно в этих случаях, боюсь, названные выше теории проживания и переживания горя могут и не сработать, особенно когдагорена пике, а ни о каком длительном курсе психологических консультаций не может быть речи. Надо помогать быстро, почти мгновенно - и надежно, на долгое время, а хорошо бы - на всю жизнь.

Вот тут-то напомощьмне и пришла работа В.М.Бехтерева "Бессмертие человеческой личности как научная проблема".
Будь я верующей, я бы говорила о том, что умерший "глядит с неба" и т.д. Но, насколько мне известно, такие идеи особо не утешают, После теракта в "Норд-осте" (Москва) ко мне привели двух девочек-близнецов, которые ну никак не хотели утешаться идеей, что папа "на небесах". А уж в Каспийске (Дагестан), где большинство населения - мусульмане, я вообще бы не знала, что сказать, - придерживайся я религиозной христианской точки зрения.
А вот материалист и атеист Бехтерев (основоположник отечественной школы гипноза, автор ряда важных идей нашей психотерапии) в своей работе выдвинул другую идею. (Я не нашла ни одной аналогичной работы в мировой психологии). Человеческая личность бессмертна, - иначе бессмысленны были бы все этические учения. Переходит ли после смерти эта личность полностью в другого человека или рассеивается на много других личностей - это, по Бехтереву, еще не известно науке. Но личность не умирает, не исчезает бесследно, не сгнивает вместе с трупом в могиле.

Итак, в моей практике (и на местах катастроф, и в, так сказать, мирной жизни) были случаи такой бесконечной, всеобъемлющей любви к близкому человеку, когда оставшийся в живых мог полноценно выжить - не покончить с собой и не впасть в тяжелейшую хроническую депрессию - лишь при том условии, что психолог мог "вернуть" ему любимого.
Так одна совсем юная вдова моряка с "Курска", женщина редкостной красоты, не обращая внимания на увещевания окружающих на тему "еще выйдешь замуж", просто не могла жить без погибшего мужа.
В "мирной жизни" известная журналистка, очень успешная во всех отношениях женщина, после смерти старой матери настолько ушла в свое горе, что возненавидела новорожденную внучку, иррационально полагая, что та родилась "за счет смерти" ее матери. Даже долгожданный брак с любимым человеком не вывел ее из депрессии.
Ещё одна молодая женщина - тоже в "мирной жизни" - была так привязана к безвременно погибшему отцу, что после его смерти отчужденно отдалилась от мужа и маленького сына.
Да и я сама, в конце концов, пережила смерть безумно любимого человека, с которым вместе мы в изрядном возрасте усыновили ребенка.

Я немножко "причесала" идею В.М.Бехтерева. Ведь людям, по-настоящему любившим, не очень-то утешительно представлять, что ихблизкийчеловек "рассеялся во Вселенной". Я подчеркивала, что его личность жива и пребывает с ними. Не смотрит с неба, а именно находится с ними здесь и сейчас. И всегда будет с ними вместе. Ссылалась - из научной и человеческой добросовестности - на работу В.М.Бехтерева. Каждый мог прочесть ее и ознакомиться со всеми идеями в первоисточнике.
Результат был ошеломляющим.
Юная вдова моряка с "Курска" сказала мне, что - да, действительно, она чувствует, что муж с ней, просто раньше считала это бредом, а теперь понимает, что это правда. И лицо ее, омраченное глубоким горем. просветлело.
Другая женщина (теракт в Каспийске), взявшая в дочери гражданскую жену сына-моряка, беременную от него, вместо плача начала радостно смеяться. Я сказала " Вы помогли трем людям: своему внуку, своей невестке и СВОЕМУ СЫНУ!"
А журналистка, тосковавшая по матери, увидела то ли наяву, то ли во сне - как она летает с матерью на серебряных крыльях. И депрессия отступила. Наступило счастье, любовь к мужу и внучке.
Таких случае немало. Не перечислить все. Лично я выжила и сохранила присутствие духа в глазах усыновленного ребенка (собираюсь сейчас усыновлять еще одного) только благодаря этой идее - наш близкий, любимый человек жив, его личность жива по самым наиматериальнейшим законам, сформулированным доктором Бехтеревым. Он не смотрит на нас с неба, не является плодом наших фантазий. Он на самом деле с нами - живой, как при жизни. А уж как общаться с ним - каждый решает и находит сам.
Счастья всем. А цитируя известную книгу А. и Б.Стругацких "Пикник на обочине":"Счастья для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным". 

Бекетова Елена
Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦ.СЕТИ
ИЛИ ВОЙДИТЕ КАК ГОСТЬ

Войти

Поделиться:


2018-07-11
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?