Власть, долг, ответственность...и любовь

623Власть, долг, ответственность...и любовь
Власть, долг, ответственность...и любовь

Я часто размышляю о том, кто такая женщина, и как ей жить и быть в создавшихся условиях нашей цивилизации. О том, кто такой мужчина, и как ему реализовываться и оставаться мужчиной в этих же условиях. Все так перепуталось. Женщины омужествляются, выполняют слишком много не только женских, но и мужских функций, и это печально. Потому что качество результата страдает, женщина страдает, и мужчина рядом с ней (заметьте, не женщина рядом с мужчиной, а мужчина рядом с женщиной - теперь стало так) перестает быть мужчиной. Этот червь поразил далеко не всех и не все отношения, но общая картинка налицо.

Сейчас очень странно считать, что женщина должна быть "босая, беременная и на кухне", а мужчина - господин в своем доме, тот, кто все решает, кому подчиняются все члены семьи, кто зарабатывает деньги и организует все течение жизни своей семьи. Трудно представить, что я должна выполнять все указания мужа и считать это своим долгом, прежде всего перед Богом. А как же мои желания, мое мнение, мои нужды? А вдруг он не прав, кто же кроме меня его на место поставит, моего мужчину? 

Вот над этим я и ломаю голову: как же оставаться женщиной, не брать на себя слишком много, когда это получается так легко и само собой? И при этом не отдать себя во власть тирану, который вдруг что-нибудь да не так решит? За меня. 

Я думала, что тенденция омужествления женщины пошла с того вренени, когда началось феминистское движение за равноправие, не так давно, 19 - 20 век. А затем закрепилась после Первой и Второй Мировых Войн, когда мужчин осталось слишком мало, и женщинам просто пришлось взять на себя многое. 

Но вот отрывок из книги Ф. Грегори "Земные радости", написанной о происходящем в Англии в первой половине 17 века. В этой стране, после двух поколений неумелого и глупого управления (Яков и Карл) набрала силу протестанская религия, где люди, кроме всего прочего, задумались о равенстве людей перед Богом, неважно, король ты, крестьянин или женщина. Это разговор мужа и жены:

"- Ты моя жена, - произнес он ровным голосом. - Ты обязана следовать за мной, куда бы я не пошел. Подчинятся мне.

Джейн покачала головй.

- Я обязана подчинятся тебе точно так же, как ты обязан подчинятся отцу, а он - королю. Если ты рвешь одно звено, рассыпается вся цепь. Раз ты отвергаешь свой сыновий долг, то я как жена не обязана подчинятся тебе как мужу.

- Во что мы все превратимся? - Джей вздохнул. - Все понесется вихрем, несвязанно, без любви, все распадется на атомы. Станем пухом от одуванчика, летящим по ветру.

- Если ты будешь слушать свою совесть и только ее, то так и будет, - заметила Джейн. - Если бы все опирались лишь на свою совесть, то и объеденялись бы только тогда, когда им это удобно.

 - Но общество не может так жить, - отозвался Джей.

- И семья тоже не может, - парировала Джейн.

- Как только ты влюбляешься, как только у тебя появляется ребенок, ты признаешь, что твой долг - сначала думать о нуждах других людей, тех, кто зависит от тебя.

Ее муж заколебался, а она продолжала:

- Ну а другой способ - жить как король. Как раз тот, которого ты так презираешь. Когда человек превыше всего ставит собственные прихоти и нужды. И при этом уверен, что его чаяния имеют некую высшую ценность.

- Но я следую велениям собственной совести! - запротестовал Джей.

- Король может сказать то же самое, - улыбнулась Джейн. - Если ты король, то тогда твои желания очень легко можно обозначить словом "совесть", и при этом никто не отважится напомнить тебе, в чем же состоит твой долг.

- И что мне делать? - спросил Джей. - Посоветуй уж, раз начала.

- Выбрать середину между долгом и желаниями."

Вот так все, похоже, и началось. И вплоть до сегодняшнего времени, когда общество индивидуализируется, проповедуется здоровый эгоизм и следование за своими потребностями и желаниями. Но, сдается мне, что все несколько искажается, ведь ничего плохого в индивидуализации нет, да только на то мы и обычные люди, чтобы все подстраивать под себя и свои удобства. Как только человек стал отрицать, что сначала Бог, потом тот, кто имеет высшую власть (король, император и т.п.), потом мужчина,  женщина и  дети. Тогда-то все и перепуталось. Потому что разорвалась цепочка. Если мой господин не выполняет свой долг перед тем, перед кем обязан, то почему я должна его почитать и слушать? Если мной повелевают во вред мне и во благо себе, то зачем это нужно?

Индивидуальность, потребности, желания, чувства людей хороши и полезны сами по себе. Но не тогда, когда они становятся превыше всего, когда на их службу ставится все окружение человека, вся жизнь. Ибо есть еще такие понятия как долг, ответсвенность, обязательства. И только равновесие этих вещей может сделать человека счастливым, удовлетворенным. Его самого и его семью.

Меня всегда очень возмущал этот библейский взгяд, на то, что мужчина первичен, а женщина, видите ли, произошла от него, а значит вторична. Я всегда искала доказательства, что все наоборот, или хотя бы мужчина и женщина равны. Сейчас вдруг поняла, что не там и не то искала. 

Что дело не в подчинении, вернее оно лишь одна сторона, или даже может следствие. Есть другая сторона, есть нечто более первичное. 

Другая сторона подчинения - чья-то власть. Власть мужчины, власть короля, власть Бога. Только если разобраться, власть - это на самом деле не порабощение кого-то, не слепое подчинение кому-то (а ведь это то, что возникает в голове сразу же, что плотно ассоциируется с властью). Власть - прежде всего ответственность.  Власть изначально подразумевает ответственность за благополучие вверенных тебе людей, страны, семьи, если угодно. Не подчинение их твоим нуждам и желаниям, а все наоборот.

Ответственность за благополучие тех, кто себя доверяет тебе, кто слабее тебя. Так же как родительская власть. Если мать командует ребенком, преследуя свои интересы - это сильно осуждается в нашем обществе, даже сейчас. Если она им благоразумно руководит, больше ссылаясь на его интересы, заботясь о его благополучие, росте, развитие, безопасности -  это одобряется. Я в ответе за своих детей. И ведь это власть. Именно я решаю, как одевать, как кормить, как воспитывать. И думаю прежде всего о том, чтобы у родной крохе было все хорошо. И очень волнуюсь, когда понимаю, что как-то не очень выполняю свои родительские обязательства, что злоупотребляю родительской властью, что начинаю переследовать свои интересы, а не интересы ребенка. 

Если бы о нас так думал, беспокоился, размышлял тот, кто стоит выше, и имеет над нами власть, то , согласитесь, это преобретает совсем другой оттенок. Если мной руководят разумно, исходя из моих интересов и благополучия, то я готова подчинятся такому мужчине. Готова сделать его своим господином в нашей семье. Готова довериться, готова уважать его решения.

Вот это "если". Мне очень жаль, что понятие власти так долго извращалось веками и веками. Что подчинятся кому-то попросту опасно для жизни. Что все перепуталось, такие простые звенья одной цепи порвались, и женщинам остается только брать на себя слишком много, а мужчинам чувствовать свою никчемность и унижение. Или яростно бороться за власть со своими любимыми. Гармония и порядок естественных вещей нарушен. За что отвечает женщина, за что отвечает мужчина. Как они себя ведут и строят свою жизнь и отношения. 

Мужчина - сильный пол, много чего знающий и умеющий, женщина - слабый, но не в том смысле, что хуже, второсортней, примитивней, глупее и т.д., а только лишь в том смысле, что ей не надо делать и знать того, что делает мужчина, что ей надо заниматься сугубо женскими вещами, и не совать свой нос на сугубо мужскую территорию. И тогда женщине уступается место, она пропускается вперед, о ней заботятся, - с уважением, потому что для нее есть своя работа, с которой мужчины не справятся. Например, давать жизнь. Только признавая свою женскую сущность, отличную от мужской, женщина может быть возвеличена, так как она того заслуживает. И тогда понятие "слабый пол" приобретает совсем другой смысл: мы те, кого надо беречь, о ком надо заботиться, иначе кто за нас сделает одну из самых важных работ на земле - рождение детей? Мужчина дает семя, а потом заботится и защищает ту, которую выбрал, чтобы взрастить его. Заботиться о ней, заботиться о жизни вокруг нее, ради благополучия своего потомства, во благо им. Он берет на себя ответственность, потому что кто, кроме него? Женщина не может сразу выполнять две работы - качество страдает.

Но сейчас другая реальность. Как в этом стихотворении:

Евгений Евтушенко 
БЛАГОДАРНОСТЬ 
М.В. 
Она сказала: "Он уже уснул", -
задернув полог над кроваткой сына,
и верхний свет неловко погасила,
и, съежившись, халат упал на стул. 
Мы с ней не говорили про любовь.
Она шептала что-то, чуть картавя,
звук "р", как виноградину, катая
за белою оградою зубов. 
"А знаешь: я ведь плюнула давно
на жизнь свою. И вдруг так огорошить!
Мужчина в юбке. Ломовая лошадь.
И вдруг - я снова. Смешно?" 
Быть благодарным - это был Мой долг.
Ища защиты в беззащитном теле,
зарылся я, зафлаженный, как волк,
в доверчивый сугроб ее постели. 
Но, как волчонок загнанный, одна,
она в слезах мне щеки обшептала,
и то, что благодарна мне она,
меня стыдом студеным обжигало. 
Мне б окружить ее блокадой рифм,
теряться, то бледнея, то краснея,
но женщина! меня! благодарит!
за то, что я! мужчина! нежен с нею! 
Как получиться в мире так могло?
Забыв про смысл ее первопричинный,
мы женщину сместили. Мы ее
унизили до равенства с мужчиной. 
Какой занятный общества этап,
коварно подготовленный веками:
мужчины стали чем-то вроде баб,
а женщины - почти что мужиками. 
О Господи, как сгиб ее плеча
мне вмялся в пальцы голодно и голо
и как глаза неведомого пола
преображались в женские, крича! 
Потом их сумрак полузаволок.
Они мерцали тихими свечами...
Как мало надо женщине, - мой Бог! -
чтобы ее за женщину считали. 1968

 

Юманова Екатерина

 

Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦ.СЕТИ
ИЛИ ВОЙДИТЕ КАК ГОСТЬ

Войти

Поделиться:


2012-10-17
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?