«Я была уверена, что со мной этого никогда не случиться!» Именно эту фразу я часто слышу от женщин, пришедших в поликлинику за направлением на прерывание беременности. Это ощущение женщин, что они неуязвимы, что они не такие как остальные, что это их никогда и никоим образом не коснется, можно объяснить магическим мышлением, которое присуще многим молодым и не очень женщинам, в более или менее, выраженной степени. Для некоторых женщин, я думаю, в более яркой степени. Именно от них я слышу объяснения о небрежном отношении к контрацепции или, вообще, об отсутствии контрацепции.

Травма, связанная с абортом, состояние выбора, в котором будет пребывать женщина, разрушит это магическое мышление, ощущение своей избранности и неуязвимости, и приведет к переживанию чувства вины, и далее к осмыслению и взятию на себя ответственности за свою жизнь.

                   


Психоаналитически можно выделить фазы осмысления решения об аборте при нежеланной, незапланированной беременности или, бессознательно желанной, но незапланированной сейчас. Что думает, и что чувствует женщина, узнав о своей внезапной беременности?

Первая фаза – отрицание. Этого не может быть! Со мной этого не могло случиться! Это еще не точно! Проходит время, и женщина получает точное подтверждение – да, беременность. Что делать?

Вторая фаза – личное выживание. Я должна подумать о себе! Я не хочу и не могу себе позволить этого ребенка сейчас! Беременность разрушит все мои планы, учебу, карьеру! Я не готова! Я не хочу этого!

Третья фаза – моральный конфликт. Навязываемые обществом установки, якобы общечеловеческие ценности, религиозные запреты (я не буду в этой статье их подробно описывать, рассматривать и дискутировать на эту тему). И точка зрения женщины о себе, меняется на противоположную. Вместо личных потребностей, которые приравниваются к эгоистичным, приходит Самопожертвование. В этой фазе женщина начинает учитывать и желания других людей тоже.

И состояние внутреннего конфликта усиливается.

Четвертая фаза – внутренний конфликт.

«Я не хочу!» и «Это неправильно!» - желание и необходимость.

Здесь встречаются два архаических инстинкта:

- материнский, инстинкт самосохранения смещен на потомство

- отцовский, осознанный выбор, решение, ответственность и вина

Вина появляется, когда поднимаются вопросы ответственности, этики и морали. Здесь власть материнского архетипа заканчивается и на первый план выходит маскулиное сознание. Материнский архетип поддерживал затянувшееся состояние невинности, инфантильности женщины. Для некоторых женщин, именно состояние проживания выбора, переживания конфликта, может помочь перейти из инфантильной позиции во взрослую.

Вина – и за нежелательную беременность, и за решение сделать аборт, - это цена, которую надо заплатить за выход из состояния невинности, инфантильности. Приход ко взрослой позиции – ответственность.

В древности, у некоторых народов, существовал ритуал, можно его причислить к ритуалам инициации – первая беременность женщины прерывалась, делался аборт, чтобы к последующей беременности женщина приходила уже более осознанной, подготовленной, осознающей ценность беременности.

Так вот, этот внутренний конфликт, как бы дается тем женщинам, которые не имеют внутренней жизни, а живут только внешней. Дается время для познания себя. Зрелость и мудрость к женщине приходят, впоследствии конфронтации с конфликтом, проживания, осмысления и принятия опыта, который дает конфликт.

Да, такой насильственный акт, как рождение – не-рождение? становится испытанием. Поэтому аборт нельзя рассматривать только с одной стороны, в рамках морали, как деструктивный акт со стороны женщины. Аборт тоже имеет и другую сторону – прожив этот внутренний конфликт, женщина может выйти из состояния регрессии, в котором она навечно могла остаться дочерью или матерью, но никогда не стала бы личностью.

 

В статье использованы материалы книги

Ева Паттис-Зойя «Аборты. Утрата и обновление в поисках идентичности»

Динора Пайнз «Бессознательное использование женщиной своего тела»

 Моя статья «Аборт, как инициация женщины» http://www.b17.ru/article/abort_kak_iniciaciy/

Алфимова Елена