Архетипический подход к природе женских неврозов.

     Концепцию архетипов разработал Карл Густав Юнг. Он рассматривал их как образные схемы (образцы, модели) инстинктивного поведения, содержащиеся в коллективном бессознательном. Эти схемы не индивидуальны, они более или менее подобным образом обусловливают реакции множества людей.

     Исследование архетипических возможностей человека могло бы пролить свет на природу неврозов. Слишком узкое понимание человеческой психологии мешает уловить все возможные вариации человеческого поведения.

   Неадекватное поведение является не только результатом неблагоприятного душевного развития, как полагают обычно, но и проявлением черт определенного архетипа, который индивид не может осознать, поскольку такие черты не приемлемы с точки зрения семьи и общества.

     Существует множество женских архетипов. Среди них — архетип матери, выражающий заботу и вместе с тем способность поглотить, вдохновляющий и грозящий смертью. Зловещие черты характеризуют, например, архетип "mater dolorosa" (скорбящей матери), который неоднократно становился источником вдохновения живописцев и скульпторов. Его символизирует женщина, потерявшая своего сына, который, быть может, умер в детстве или погиб на войне, будучи, например, пилотом военного самолета. Такие матери зачастую столь сильно идентифицируют себя с архетипом "mater dolorosa", что им кажется, будто они превосходят других женщин. Архетип Геры, жены божественного Зевса,— символ ревнивой супруги, жестокой по отношению к соперницам. Существует и архетип гетеры, независимой женщины, которая может доставить мужчине сексуальное наслаждение и поддержать остроумную или даже научную беседу. Другой женский архетип символизирует Афродита, богиня чистого сексуального удовольствия, это архетип любовницы.

       Афина символизирует архетип мудрой, мыслящей женщины, самостоятельной, несексуальной, но охотно помогающей мужчинам. Однако существуют и женские архетипы, отвергающие образы мужчин и семьи, более близкие к коллективному бессознательному. Среди них — архетип амазонки, женщины-воительницы. Они любили покорять и властвовать и прекрасно чувствовали себя в сугубо женском обществе. Перед нами архетип независимой деловой женщины, сосредоточенной на своей профессии и отвергающей мужчин. Известен еще один архетип — одинокая амазонка, пожилая или молодая женщина, которая любит путешествовать в одиночестве, общаться с людьми, но никого не пускает себе в душу, относится к мужчинам с недоверием, но комфортно чувствует себя в обществе женщин, не будучи при этом лесбиянкой. Другой женский архетип — Артемида. Она враждебно настроена по отношению к мужчинам и не желает, чтобы о ней что-нибудь узнали. Мужчины, которые осмелились приблизиться к ней, должны умереть. Если Артемида и поддерживает с кем-то отношения, то только со своим братом Аполлоном. Иными словами, такие женщины проявляют некоторую чувственность лишь по отношению к своим братьям и не хотят даже слышать о муже, браке и детях. Подобное является не только и столько результатом развития невроза, сколько следствием реализации данного архетипа.

       В данном контексте следует упомянуть архетип весталки, монахини или жрицы. Эти женщины посвящают свою жизнь богу или приносят себя в жертву чему угодно, но только не мужчине или детям.

     Как правило, женщины полагают, что отношение к мужчинам должно быть естественным, лишенным невротических черт и патологии. Однако если мужчина или ребенок не стоят на первом месте в списке привязанностей женщины, то речь не обязательно идет о неврозе. Амазонка, Артемида, весталка и т. д. воплощают возможные женские варианты поведения, обоснованные архетипически и совершенно необязательно входящие в сферу психопатологии. Для того, чтобы активизировались архетипы, необходимы определенные условия, тенденции, которые, как правило, соответствуют Духу времени.

       Какова же ситуация с архетипами в настоящее время? Какие архетипы доминируют? Какие потеряли былое значение? Бросается в глаза, что ослабло влияние материнского архетипа. Сейчас жительница мегаполиса имеет в среднем одного - двух детей, и когда они достигают более или менее зрелого возраста, забота о них полностью прекращается. Женщины меньше обременены домашним хозяйством по сравнению со своими предшественницами, благодаря развитию бытовой техники. Кроме того, уход за грудными детьми требует сегодня намного меньше усилий и труда, чем прежде. В нашей стране, однако, женщины часто цепляются за материнский архетип, не находя себя в другой роли. Так как теперь не столь сильно доминируют архетипы матери и Геры, другим архетипам достается больше места под солнцем. Современная женщина может проявить многие ранее несвойственные ей черты, реализуя возможности других архетипов. К сожалению, в связи с этим возникает ряд проблем. Переход от одного архетипа к другому или пробуждение нового, забытого до недавнего времени архетипа, очень непросты. На промежуточном этапе у некоторых людей возникают так называемые депрессии перехода, которые характерны для пубертатного периода и в возрасте сорока - пятидесяти лет. Архетип, хотим мы того или нет, постоянно определяет наше поведение. Мы можем культивировать это поведение, осознавать и формировать его, но в чрезвычайных ситуациях наши действия в весьма незначительной степени продиктованы волей Эго. Иначе говоря, мы способны осмысленно переживать свои поступки лишь в том случае, если они стереотипны с архетипической точки зрения.

       Мы не способны сознательно выбирать необходимый в данной ситуации архетип. Сама ситуация и коллективное бессознательное навязывают нам то или иное поведение. Над нами господствуют те же архетипы, что довлеют над обществом. Какие именно коллективные архетипы преобладают в обществе, видно по доминирующим мифологическим образам, проще говоря, по поступкам героев кинофильмов, сюжетам рекламных роликов, популярных книг и т. д. Вот некоторые примеры: Елизавета II — символ архетипа королевы и супруги; Жаклин Кеннеди — олицетворение женщины, которая приобрела влияние благодаря славе и богатству мужа, Элизабет Тейлор — роковая красота, пожирающая мужчин и т.д. В последнее время сильно влияние архетипа женщины-профессионала, в чем-то схожем с архетипом Афины: Маргарет Тэтчер (в политике), Мэрил Стрип (в кино), Лара Крофт (персонаж экшна), Гермиона из "Гарри Поттера" и многие другие.

   Переход подразумевает вакуум архетипов. Поэтому многие женщины стремятся отвечать только за себя, заботиться только о себе. Женщины, обращающиеся к психологам и психотерапевтам, часто жалуются на разочарование, недовольство, печаль. Они хотят одного — найти самих себя, жить своей собственной жизнью.   Появление новых архетипических возможностей имеет любопытные последствия: возникает страх перед многообразием. Женщины, смущенные предлагаемым им широчайшим выбором, предпочитают цепляться за ограниченный круг архетипов. Столетиями у женщин доминировал архетип Геры. Сегодня господствует архетип деловой женщины. Это связано с тем, что архетип матери потерял свое былое значение, и женщинам, находящимся под прессингом общества, приходится оправдывать себя усердной работой. Вместо того, чтобы свободно выбирать из многообразия архетипов, они следуют образу деловой женщины и полагают, что нашли свое призвание в скучнейшей профессиональной деятельности. Этот архетип деловой женщины тесно связан с техническими, рациональными, утилитарными "богами" нашего времени.

   Мужские неврозы также могут рассматриваться, как обусловленные сменой архетипов от более мужественных к менее.

     Таким образом, архетипический подход может быть очень эффективен в терапии невротических состоянияний, особенно для помощи пациентам в состоянии кризиса перехода.

Литература:

1. Гуггенбюль-Крейг А. "Брак умер-Да здравствует брак"

2. Хоуп Мери "Сущность женщины"

3. Юнг К.Г. "Психологические типы"

  

2015-07-15
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?