Алекситимик плохо ориентируется в своем внутреннем мире, и связанными с ним эмоциями, предпочитая обращать внимание на внешние события. Арт-терапия поможет конкретизировать эмоциональные составляющие, материализуя их в художественных работах и позволяя перенести из недоступной сферы внутреннего мира во внешнюю среду. Такой способ выражения эмоций может уменьшить эмоциональное напряжение и позволить осмысление и когнитивную проработку проблемы. Работа арт-терапевтическими методами может помочь развитию воображения и способности к символизации, дефицитарных для алекситимической личности. Контролируемое и безопасное проживание сильных эмоций, положительное проживание себя в творчестве показывает алекситимику пути самосознания и самосовершенствования.

Различные долговременные исследования в арт-терапевтических группах с соматическими и алекситимическими пациентами показали повышение уровня осознания проблемы пациентами, некоторое увеличение эмоционального интеллекта, хотя положительные изменения были довольно медленными.

Изо-терапия представляется весьма подходящей для психосоматических случаев, и, в частности, алекситимии. Телесная ориентированность, которая, видимо, очень важна для успешной работы с психосоматикой, достигается контактом с материалом. Хотя ощущается некоторая недостаточность возможностей работы с телом. Тут хорошим дополнением к терапии творческим самовыражением служила бы танцевально-двигательная терапия.

На практике, на начальном этапе профессиональной деятельности, приходилось неоднократно сталкиваться с тревожной реакцией пациентов, вплоть до панической на вопрос «Что Вы сейчас чувствуете?» Как правило, это были мужчины, часто немолодые. Со временем стало понятно, что подобный вопрос, демонстрирует непонимание терапевтом клиента и, т.о., отбрасывает назад выстроенные доверительные терапевтические отношения. Если пациенту порекомендовать начать с внимательной регистрации сигналов тела, то постепенно и очень медленно можно перейти и к чувствам.

Основанием для начала совместной работы может служить то, что не вызывает у клиента отторжения. Например, если для клиента привычно мыслить абстрактно и логично, то можно начать с графиков и диаграмм (диаграмма телесных ощущений, «карта тела» с его проблемными зонами, график жизни с его взлетами, падениями и плато). Если клиенту нужна линейка, хотя требуется спонтанность самовыражения, пусть пользуется линейкой. Существует, однако, опасность саботажа терапии, если позволить перфекционисту вычерчивать по линейке сложные конструкции, не имеющие никакого терапевтического смысла, поэтому следует мягко контролировать процесс, поворачивая его в нужное русло и напоминая о целях и временных рамках.

Вовлечение через материал. На практике сталкивалась с тем, что материал помогает человеку начать работу. Лучше всего подходит для этих целей глина. Как только человек берет комок, руки сами начинают мять глину, поглаживать, трансформировать – терапия уже началась. Даже если результат не устраивает клиента, возникает конкретный повод для предметного разговора. Показательный пример работы пациента с алекситимией возрастом около 55 лет, алкоголика с большим стажем, описан в статье https://www.b17.ru/article/83189/

Часто алекситимик должен был пройти через очень большие страдания, прежде чем появилась мотивация к работе. Так было с тяжелым раковым пациентом, который проходил восстановление после операции в реабилитационной клинике, где я работала в должности арт-терапевта. У пациента было несколько существенных факторов, чтобы быть мотивированным: он не хотел умирать, страх смерти подкреплял его мотивацию, рядом с ним была любимая жена, которая его очень поддерживала. Тем не менее, было видно, как высоки и непреодолимы его барьеры выражения чувств. Терапия была, к сожалению, кратковременная.

В работе с этим пациентом контакт сложился очень быстро и легко: он хватался за соломинку. Для него в контакте по моим ощущениям была важна полная включенность терапевта, его компетентность, эмпатия, построение терапии на том, что есть: дефицитах и компенсаторных механизмах, а не искоренение их.

В упражнении «Диаграмма чувств» нужно было изобразить спектр своих чувств в виде круговой диаграммы. Каждому сектору соответствует определенное чувство, которое нужно назвать, подписать и найти этому чувству цветовое соответствие. Казалось бы, все однозначно, но пациент интерпретировал задание совершенно по-своему. Четыре круга объединены большим овалом, по периметру огороженным бумажной стенкой. Конструкция поражает усложнением задачи, выходом из плоскости в 3D и уходом от темы. В секторах кругов написано: выздоровление, реальность, инициация, боль. Стрелки указывают на динамичность этих величин. Речь идет не о чувствах, один из факторов связан с физиологическим ощущением (боль). Пример этой работы показывает невозможность говорить о чувствах для алекситимиков и подмену понятий, усложнение через интеллектуализацию.

                                 

Попытка перехода к более телесным ощущениям в терапии и работе с глиной дали следующие результаты.

Первая фигура человека, которую он слепил, могла только лежать с беспомощно расставленными ногами и раскинутыми руками. Глаза-щелочки, рот открыт, как в картине «Крик». Пациент увидел все это сам и захотел ее переделать. Вторая фигура смогла сидеть, но она отражала искусственную попытку поднять лежачего больного. Она была плоская и совсем без лица, некий фантом. В ее вещественность не верил ни сам пациент, ни наблюдатель. Пациент был готов делать все, чтобы выздороветь, но приход к чувствам был ему пока недоступен. 

 

Работа с данным пациентом была, к сожалению, кратковременна и не принесла видимых результатов.

Приходилось также сталкиваться с проявлениями алекситимии у детей. На занятиях арт-терапией с мальчиком 11 лет с тревожным нарушением проявлялись явные признаки алекситимии, такие, как невозможность вербализировать чувства, неспособность к спонтанности и творчеству, сильная зажатость в общении и на уровне тела, механистическое выполнение заданий, бедность цветовой палитры при рисовании (во всех своих рисунках он использовал только три цвета: синий, зеленый холодной гаммы и черный). Потребность в границах и контроле выражалась в утрированно толстых черных контурах рисунка. Ни один из рисунков не содержал живых существ.

                       

Была выбрана тактика выстраивать терапию на основании интересов мальчика маленькими шагами, но с попыткой внести движение, жизнь в его произведения. Например, мы оживили его рисунок, вместе создав мультфильм, подобрали к нему подходящую музыку. Мальчика это очень вдохновило. Его самооценка значительно повысилась, когда группа детей, в которой он занимался, очень высоко оценила результаты его работы. Мультфильм вызвал значительный интерес его товарищей.

Ребенок получил задание рисовать зверей и описывать их интересы.                                                                                                     
Мы сделали марионетку из клеммы аккумулятора. Мальчик играл с ней, учась управлять ее движением, оживляя ее.

     

Видя его исключительный интерес к механике и технике, я показала ему фильм про движущиеся скульптуры Тео Янсена. Мальчик был потрясен, у него возникла мечта увидеть механические скульптуры воочию. Двигателем изменений был интерес. Он начал рисовать эскизы подобных моделей, при этом способность к техническому воображению у него значительно повысилась.

В работе со следующим пациентом с диагнозами синдром эмоционального выгорания и депрессия, решающим фактором успеха терапии выступала его исключительная мотивация и интеллигентность. Уровень и длительность его страданий были высоки. Он был очень мотивирован, доверительные отношения выстроились очень быстро. Войти с ним в контакт помогло внимательное слушание, уважительное отношение к его личности, вопросы формулировались в открытой форме, позволяя свободные высказывания. Он сразу почувствовал атмосферу безусловного принятия в группе и очень быстро раскрылся.

На рисунке слева он изобразил себя во время отпуска. Это его первая работа, выполненная в терапии. При обсуждении рисунка пациент сам увидел и вербализировал, как скованно, зажато, безрадостно он выглядит там, где он должен был отдыхать. Он рассказал о невозможности расслабится, о неумении отдыхать и радоваться.

В групповой терапии прорабатывалось доверие к миру и окружению, проживание опыта поддержки терапевта и группы, расслабленного, комфортного внутреннего состояния в творческом состоянии и общении. Через контакт с материалом осуществлялась позитивная регрессия и реконструкция базового доверия к миру. Позже акцент сместился на научение конструктивному отношению к своим эмоциям, к своему телу и его потребностям, осознанное и внимательное отношение к себе и происходящему.

Терапия была очень успешна. Последний рисунок пациента через 1,5 месяца групповой терапии (2 раза в неделю) показывает это со всей очевидностью. Трудно поверить, что оба рисунка нарисованы одним человеком.

   


Пациент ушел из клиники без признаков депрессии и с хорошо усвоенными техниками саморегуляции и самопомощи. Он перестал бояться говорить о своих чувствах, хотя это у него пока плохо получалось.

На основании библиографического анализа и личного опыта работы с алекситимическими пациентами удалось выделить факторы, необходимые для установления и поддержания терапевтического контакта с подобной категорией клиентов/пациентов:

  • Внимательность и открытость терапевта
  • Безусловное принятие, уважение к личности пациента
  • Эмпатическое взаимодействие
  • Компетентность, уверенность терапевта в своем профессионализме
  • Демонстрация эмоциональной стабильности при фрустрирующих обстоятельствах со стороны терапевта
  • Стабильность терапевтических отношений
  • Понимание дефицитов и защитных механизмов клиента и построение терапии на начальном этапе с их учетом и даже использованием
  • Ставить достижимые цели, делить весь путь терапии на этапы, акцентировать поэтапные достижения
  • Терапия творческим самовыражением и телесная-ориентированность терапии помогают раскрытию контакта
  • Чрезвычайно полезна работа в группе
  • Двигателем изменений выступает интерес, мечта клиента. Ее нужно обнаружить и культивировать.

 

Предыдущие статьи из серии об алекситимии: 

https://www.b17.ru/article/111230/

https://www.b17.ru/article/111231/

Шмелева Светлана