Сам термин «аутизм» ввёл Эйген Блейлер швейцарский психиатр, как «преобладание внутренней жизни, сопровождающееся активным уходом из внешнего мира»[1]. Это не совсем точное понимание аутизма, т.к. на самом деле эта внутренняя жизнь никогда и не присутствовала во внешнем мире как представленность в мышлении. Блейлер, практиковавший психоанализ в своей клинике, описал особенности мышления аутиста. Аутистическое мышление согласно ученому, соответствует аффекту, тому, что приятно. Задачей этого мышления является не поиск истины, как это происходит в реалистическом мышлении, а стремление удерживать представления, основанные на аффекте и вытеснять то, что не соответствует удовольствию. Аутистическое удовлетворение противоположно реалистическому, которое ищет способы для реализации своих действий, и уже через них удовлетворяются потребности. Это же особое мышление, которое реализует свои устремления без использования логики и, не считаясь с действительностью. Оно может носить сознательный и бессознательный характер. Аутистическое мышление не является примитивным (чисто генетическим), оно получает свое развитие, опираясь на прирожденные механизмы, и не использует результаты опыта, отраженного в памяти. Блейлер назвал аутистическое мышление ирреалистическим, сравнивая его с реалистическим, рациональным мышлением.

Выготский Л.С., рассматривая аутистическое мышление, так же определяет его отличие от примитивного или предшествующего другим формам мышления[2], в отличие от Пиаже. На первых порах рассмотрения и понимания аутистического мышления возникает версия о примитивной форме мышления, затем рассматривается эгоцентрическая речь и мышление как промежуточная форма по пути к логическим конструкциям социального мышления.

В первых и в современных исследованиях аутизма сохраняется попытка свести проблему к генетическим, биологическим факторам, обуславливающим закономерности в психологическом развитии ребенка. Однако при рассмотрении с точки зрения биологической эволюции за поведением младенца, можно обнаружить, что нет такого существа, которое мыслило бы сначала чисто аутистически, а затем приобрело реалистическое мышление.

Аутизм как иной тип мышления обнаруживают, как не странно, биологически ориентированные психологи, в частности Э. Блейлер[3]. Работа принципа удовольствия, согласно З.Фреда[4] указывает на игру воображения, а, следовательно, и содержание такого мышления обусловлено интенциональными причинами, а не генетическим источником. На биологическую несостоятельность представления об аутизме указывает и тот факт, который позволяет обнаруживать аутистические функции на относительно позднем этапе младенческой жизни. Согласно Блейлеру, аутистическая функция обнаруживается на четвертом этапе развития мышления, которая связана с картинами воспоминания, а не со случайными стимулами окружающей среды. Рассматривая подход Блейлера и Пиаже[5], Выготский приходит к заключению, что «аутистическое мышление в генетическом, структурном и функциональном отношениях не является той первичной ступенью, той основой, из которой вырастают все дальнейшие формы мышления...»[6].

Э. Блейлер, занимаясь изучением ранних патологических мыслительных процессов, был первым, кто отделил мышление аутиста от шизофренических форм, выделив артистическое мышление. Это мышление как бы оторвано от реальности, его содержание зачастую противоречит логике. А функционирует артистическое мышление на территории шизофрении и других психотических расстройств личности. Этот тип мышления указывает на фантазии относительного другого, в котором психотик не сомневается или приписывает ему определенные функции. Связь между субъектом и другим своеобразная, осуществляется часто через частичный объект либо  через объект, наделенный определенными чертами в отношении другого. Но это уже работа воображения в отношении другого. Но такая игра воображения не свойственна аутисту.

Мифологическое мышление так же противопоставляется аутистическому мышлению. Мифологическое мышление носит социальный характер, оно отражает коллективные представления людей, их объяснение чего-либо. Аутистическое же мышление стремиться сохранить свободу от другого и получить наслаждение в изолированном мире. Этот тип мышления свободен от другого, от мира людей.  Его наслаждение в повторении и воспроизводстве аффекта, указывающего на постоянство его мира. Для этих ритуалов ему не нужен мир в его разнообразии, аутист нуждается в тех выделенных характеристиках, в отношении которых ожидается точное воспроизведение. Это могут быть звуки, освещенность, определенный порядок предметов и т.д.  В его мышлении отсутствует другой. Аутист не может разместить мать внутри себя, для нее не образуется место в его психическом аппарате, как и для любого живого существа, которое обладает свойством непрекращающихся изменений. Если аутист не помещает мать внутри себя ни в каком виде, даже как частичный объект то, как он может переварить ее молоко? Очевидно, что такое устройство его психики может оказать влияние на работу всего организма. Его тело не готово к обмену с кем-то. Он наслаждается до человеческим присутствием в мире. Желание, обращенное к другому отсутствует, и соблазнить аутиста к обычной человеческой жизни нет никаких шансов. Ему легче идентифицировать себя «со второй кнопкой слева на стиральной машине» и жить по принципу «вкл./выкл.», стараясь через подтверждения своего мира сохранять от разрушения свое тело, чем обрести зависимость от матери и отца.

 

[1] Э. Блейлер. Аутистическое мышление. Вопросы теории и практики психоанализа. Перевод с немецкого и предисловие д-ра Я. М. Когана. Одесса, 1927 год.

[2]Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999.

[3] Блейлер. Аутистическое мышление. Вопросы теории и практики психоанализа. Перевод с немецкого и предисловие д-ра Я. М. Когана. Одесса, 1927 год. 

[4] З.Фред. По ту сторону принципа удовольствия.

[5] Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — 1994

[6] Выготский Л.С. Мышление и речь. 

Полный текст статьи см. Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Приложение 31. «Современные научные исследования. Выпуск 6»
2017-05-05
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?