Поговорим о боли существования. Боли, которая редко осознается и маскируется под другими проблемами.

Обычные повседневные проблемы: одиночество, презрения к себе, головные боли, импотенция, сексуальные отклонения, лишний веса, перенапряжение, горе, безответная любовь, колебания настроения, депрессии - их  корни, уходят вниз, к самому основанию опыта.

Люди часто говорят «Я хочу!»- но при этом мучаются совсем от других проблем.

Во всем этом часто бывает  боль существования, а не подавленные инстинктивные влечения и не полузабытые останки прошлых личных  трагедий, как обычно считается.  И часто первичная тревога вызвана попытками человека, сознательными или бессознательными, справиться с жестокими фактами жизни, с «данностями» существования.

И в основном мы можем говорить о четырех основных данностях: неизбежности смерти каждого из нас и тех, кого мы любим; свобода сделать нашу жизнь такой, какой мы хотим; наше экзистенциальное одиночество; и, наконец, отсутствие какого-либо безусловного и самоочевидного смысла жизни.

Из всех этих жизненных фактов наиболее очевидным, наиболее интуитивно ясным является факт смерти, о котором мы узнаем еще с детства, и в основе  которого лежит конфликт между желанием продолжать жить и осознанием неизбежности смерти.

Приспосабливаясь к реальности смерти, мы бываем бесконечно изобретательны, придумывая все новые способы ее отрицания и избегания. И в результате борьбы страшной становится не смерть, а истина, которая состоит в  том, что мы несем в себе ростки собственной смерти.

Мы знаем о смерти, интеллектуально признаем ее как факт, но вместе с тем мы отделяем себя от ужаса, связанного со смертью. Этот процесс расщепления происходит бессознательно, незаметно для нас, но мы можем убедиться в его наличии в те редкие моменты, когда механизм отрицания дает сбой, и страх смерти прорывается со всей своей мощью. Это может случаться редко, либо перед лицом собственной смерти, либо в результате смерти любимого человека; но чаще всего страх смерти проявляется в ночных кошмарах.

Чаще люди используют два особенно эффективных и распространенных способа уменьшения страха смерти: это уверенность в собственной необыкновенности, другой – вера в конечное спасение.

И здесь встает вопрос свободы.

Свобода как данность существования кажется прямой противоположностью смерти и означает, что человек сам отвечает за свои решения, поступки, за свою жизненную ситуацию и решающим шагом в изменении человека является принятие им ответственности за свои жизненные затруднения. До тех пор, пока человек верит, что его проблемы обусловлены какой-то внешней причиной, изменения  не возможны.

 Хотя принятие ответственности ставит человека перед необходимостью изменения, оно еще не означает самого изменения.

Свобода не только требует от нас ответственности за свой жизненный выбор, она подразумевает также, что изменение невозможно без волевого усилия. Наша свобода проявляется именно как воля, то есть источник действий.

Экзистенциальная изоляция – третья данность – вызвана непреодолимым разрывом между «Я» и Другими, разрывом, который существует даже при очень глубоких и доверительных межличностных отношениях. Человек отделен не только от других людей, но, по мере того, как он создает свой собственный мир, он отделяется также и от этого мира. Межличностная изоляция, или одиночество, возникает, если у человека отсутствуют социальные навыки или черты характера, располагающие к близкому общению. Внутренняя изоляция возникает, когда личность расколота, например, когда человек отделяет свои эмоции от воспоминаний о событии. Самая острая и драматическая форма расщепления – множественная личность.  

Поскольку проблема экзистенциальной изоляции неразрешима, то попытки человека избежать изоляции могут препятствовать нормальным отношениям с другими людьми. Многие дружбы и браки распадаются потому, что вместо проявления заботы друг о друге партнеры используют друг друга как средство борьбы со своей изоляцией.

 

 

Портал «Клуб Здорового Сознания»
2015 - 2024


Карта сайта

Email:
Связаться с нами