Борис Шойтов о методе SEST

Мне недавно задали вопрос: как научиться чувствовать краниальный ритм и вообще чувствовать внутритканевое движение. И я задумался, а действительно, как. Нет, понятно, существует множество методик, пособий, даже видео. В конце концов, я же сам обучаю этому. У нас в книге даже есть небольшой раздел, посвященный искусству пальпации. И всё -таки, как?

На самом деле существует огромное количество видов пальпации, которые, собственно, зависят от объекта пальпации. Т.е. вопрос, прежде всего в том, что мы хотим пропальпировать, т.е. прощупать или ощутить. От этого будет зависеть и методика обучения.

Что же является объектом пальпации в SEST? Ответ с одной стороны очень прост и конкретен – движение. С другой стороны, требуется уточнение – движение чего. Вот здесь так сразу и не ответишь. Давайте начнём издалека. В живом организме всё двигается. Движение это признак живого. Мёртвое не двигается. В тоже время, существует множество различных видов или форм движения. Перечисление всего займёт слишком много времени. Но, если сосредоточиться на том, что нас в первую очередь интересует в SEST, то список можно сократить.

Итак, речь идёт о движение кранио-сакральной системы, т.е. костей черепа, крестца, оболочек головного и спинного мозга, движение самого головного мозга. Движение внутри краниальной системы, т.е. движение спинно-мозговой жидкости; движение в жидкостном теле, т.е. так называемые приливы. Внутритканевое движение. Причём последнее можно разделить как на общее движение всего тела, так и на движение отдельных участков, особенно нас интересует движение вдоль проекции акупунктурных каналов и движение в пределах отдельных акупунктурных точек. Всё? Нет не всё. Но пока хватит.

Секундочку, но ведь за исключением последних двух пунктов, всеми этим занимается кранио-сакральная терапия, в той или иной своей форме. А причём здесь SEST?

А вот причём. Нас, ведь интересует движение не само по себе, а точки зрения того, как нарушение различных видов движения сказывается на работе организма. Как мы можем использовать оценку этих нарушений в диагностической и лечебной работе. Одним из базовых постулатов SEST является тождественность кранио-сакральной и энергетической (канальной) систем. Поэтому восприятие выше перечисленных видов движения позволяет судить о нарушениях в энергетической системе на различных её уровнях, в различных её отделах.

Возвращаюсь к обучению восприятия движения, мы можем говорить о разных уровнях этого восприятия. На начальном этапе нам достаточно научиться только ощущать само наличие или отсутствия движения на специфическом участке краниальной системы, а именно, на уровне твёрдой оболочки спинного мозга шейного отдела позвоночника. Есть движение на уровне какого-то сегмента или нет. Всё. Нас не интересует форма движение – направление, сила, амплитуда, скорость и т.д. Только само его наличие. Ну, разве, что еще синхронность правой и левой стороны.

От учеников часто слышишь: ну как же это можно почувствовать? Это же глубоко. Это же так незначительно. Глубина залегания какой-либо структуры, её доступность для прямой пальпации - это всё не играет никакой роли. А вот что играет, так это ваше внимание. Всё зависит от фокуса вашего внимания. На начальных этапах очень полезным оказывается привязка к анатомическим структурам, их визуализация. Вы просто проецируете своё внимание на нужную глубину. Как уж там наша перцепция работает я не знаю, но точно знаю, что она связана с фокусировкой внимания. На более продвинутых уровнях восприятия даже анатомическая привязка будет не нужна. Вы просто входите в пространство тела пациента, где структура и ее функция слиты в некое движение и вы ощущаете гармоничную совокупность всех видов движения как единое целое. При подобном восприятии любое отклонение, фальшь в звучании очень заметна.

Итак, первый фактор это внимание. Затем очень важное условие это вера. Вера в себя. Доверие к себе, своим ощущениям. Без этой веры ничего не получиться. Отбросьте сомнения. Вы должны накопить свой опыт. Вы должны накопить свою сумму ощущений. Необходимо отключить критический ум. Вообще отключить мозги. Ваши руки это очень чувствительный прибор. Не позволяйте уму всё время стучать по стрелке. Правильно показывает или нет? Правильно. Ваш прибор всегда показывает правильно.

Затем необходимо терпение и настойчивость. Как говорила Виола Фрайман, для того чтобы научиться пальпировать, надо пальпировать. Пробуйте, пробуйте, пробуйте…и еще раз пробуйте. Количество всегда переходит в качество. Для этого и нужно терпение. Только не спать. Не терять фокус внимания. Опыт должен закрепляться. Для этого необходима настойчивость.

Ну, и пожалуй, последнее. Не по значимости, конечно. Это понимание. Вы должны понимать и осознавать, что же вы хотите почувствовать. Круг замыкается. Понимание позволяет сфокусировать внимание. И тогда нет проблем в восприятии ощущения движения разных структур. Вот движение костей черепа. Перенесли фокус внимания глубже и вот движение оболочек головного мозга. Еще глубже и вот уже ликвор наполняет желудочки, пропитывает ткань мозга…оп, а что это здесь в районе левой височной доли движение задерживается, ткань проницается неравномерно…а вот ликворная волна пошла вниз…а почему это на уровне L3 она замедляется…еще глубже…медленное, неспешное подводное течение…а вот здесь оно почему то отклоняется от своего русла…завихрение…фокус внимания туда…бум…каким то слоем внимания вы чувствуете асимметрию движения затылочной кости, другой слой внимания воспринимает асимметрию натяжения серпа, а вот и точка инерции в основании черепа…и срединный прилив стал вязкий, замедлился…всё пространство тела исказилось…закрутилось вокруг вон той точки…щёлк…где-то что-то перемкнуло в мозгах…синестезия…вы уже не только чувствуете движение, вы его видите глазами…вот потянулась белая линия от этой точки к другой, от неё к следующей, отклонилась, перешла на другую стороны…утончается, бледнеет…бледнеет… исчезает…исчезла… А что же это было? А это же канал почек…вот он тянется к затылочной кости, а вот он входит в пространство между почками…а вот здесь его что-то утягивает в сторону…щёлк, щёлк, щёлк…опять внимание всплыло…о, так это же та точка вокруг которой закручивались все движения тела и от него вектор движения к затылочной кости. Причём здесь затылок? Не связывался у китайцев затылок с почками. Так то китайцы, а это SEST. У нас связывается… Вот сюда прикоснёмся, вот здесь чуть надавим, вот на этом сфокусируемся …раскручивается, раскручивается…хорошо…всплыли на поверхность…затылочная кость двигается нормально…занавес…А можно было иголочку воон туда уколоть или к вот этим точкам прикоснуться и через них войти в пространство движений тела…

Всё о чём я здесь вам живописал это всего лишь разные уровни восприятия, которые зависят от фокуса вашего внимания и понимания. Осознанности.

Но начинается всё просто с ощущения движения. Двигается или нет. Этому может научиться любой человек. Пощупав пару десятков человек, вы будете совершенно спокойно воспринимать сам факт движения. А больше вначале и не надо. А дальше всё зависит только от желания продолжать.

Я могу еще долго продолжать рассказывать о том, что при той форме работы, которую мы используем в SEST фокус внимания становится автоматическим. Он перестаёт в какой то мере зависеть от вас. Вы становитесь зеркалом, в котором система пациента, отражаясь, переключает сама ваше внимание с уровня на уровень, с одних структур на другие. Это зависит от уровня нарушения энергетической системы. Но это уже другой рассказ.

2015-02-09
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?