Виктор Слугин

                                                                            канд. психол. наук

                                                 руководитель психологической службы 

                                                         МГУ им. Н. П. Огарёва

                                                        

            Как это здорово – писать то, что ты думаешь, хочешь, считаешь важным. Не научная статья, где надо, как водитель – по правилам дорожного движения, по правилам «игры». Я вдруг, осознал – как я завидую поэтам, писателям. Они пишут, публикуют то, что душа просит, или сказала.

Это ведь то, о чём я думаю, последние лет 12.  Есть что сказать.  И надо. Не докторскую диссертацию защитить, а именно книгу написать, успеть поделиться. Именно так – успеть поделиться, словно куда-то опаздываю. В этом году исполнилось 52. Золотой возраст, как теперь осознаю. Никому ничего доказывать уже не хочется. Как у Владимира Семёновича Высоцкого – «я себе уже всё доказал». А ведь когда он «ушёл» – ему было 42.

И сразу ассоциация (иногда специально об этом думаю, чтобы не сбиться) – Лев Семёнович Выготский. Умер в 37 лет. По моим сегодняшним годам – молодой совсем, «мальчишка». Тем не менее, по признанию всего мира – самый известный отечественный психолог  20 века. Как Зигмунд  Фрейд в Европе. Наши называют его -  «Моцарт психологии».

 Я не случайно его называю. Именно он, по словам нашего с вами современника, (я считаю его современным классиком – здесь нет лизоблюдства, он о моём существовании даже  и не знает), А. Г. Асмолова, впервые заявил, что психология должна перейти от психологии «высших псхических функций» к «психологии человеческих судеб».

Вот оно. Вот то, что я хотел Вам сказать, уважаемый читатель. Вот именно этого, психологии человеческих судеб в современной (мировой и российской) психологической науке нет.

 Все учебные программы и стандарты заставляют изучать со студентами как устроены психические процессы человека – ощущения, восприятие, память, мышление, но они не направлены на то, чтобы учить человека – как жить, как общаться, как переживать стрессы и так далее, и тому подобное.

Это словно чья-то издёвка, либо чей-то злой умысел. Именно поэтому я не доктор психологических наук. И именно поэтому я занимаюсь психологическим консультированием, психологической помощью, которой доктор наук психологических без специальной практики и жизненного опыта заниматься не сможет.

Когда ко мне приходит человек, ему вряд ли важно, какой у меня «индекс Хирше» и индекс цитирования. Это, конечно, хорошо, кто же спорит, но эти показатели вовсе не гарантия, что я ему помогу.

Как, всё - таки, легко писать от души, а не для рейтинга или по обязанности. Это такая тайна божественная – творчество. Художники, музыканты, поэты – всю жизнь ими восторгаюсь. Сам не имею каких-то особенных творческих способностей. На уровне художественной самодеятельности.  Но создатель дал мне ту, за которую я так его благодарю – чувство вкуса.

Я чувствую хорошую музыку, стихи. И понимаю, что этому не научить. С этим, видимо, рождаются. Это как барды. Выходят, исполняют. Но я чувствую – есть Ю. Визбор, Б. Окуджава,  В. Высоцкий, И. Шевчук, (извините, я о своих пристрастиях).  А есть -  «твои зелёные лосины»...

И это так здорово – осознавать. Вот это не твоё, но ты слышишь, видишь. А, значит, есть что-то другое. Мое. Например. Я вижу «красивого» человека. Специально взял в кавычки. Потому что речь о личности, о душе. О которой не мне здесь рассуждать – психология на самом деле ничего о душе не  знает. Но она -  есть, и она  - это именно – стихи, музыка, живопись. Творчество, одним словом.

И слово. Оно во всём. Оно везде и всегда.  А иногда  - и их не хватает, чтобы передать состояние. А потом, вдруг, читаешь -  и понимаешь – ты не нашёл слов, а он ТАК сказал, как ты никогда не сможешь. Вот что для меня истинное творчество, поэзия. Литература. Это не доведённое до абсурда стремление к самовыражению. А это эстетика слова по образцу эстетики природы и созданной человеком культуры.  

Я, действительно, пишу впервые так легко и свободно. И благодарю Творца за возможность славить его и радоваться тому, что он так мудро всё    устроил – дал СВОБОДУ.

Человек способен конфликтовать, а может стихи пытаться писать. Кому сколько Создатель дара дал. Но ведь пытаться можем все. Нет бездарных людей. Только понять – где твоё, а где не твоё. Ведь, хотеть и уметь слушать  - это тоже дар.

А, по нашему  времени, дар бесценный. Потому что люди «сделались», прости Господи, «писателями». Вот только слушателей и зрителей не осталось. Мы какие - то все «не дослушанные», «не досмотренные», «не дотроганные», «не дооцененные».

Мы часто не слушаем, а стараемся перебить, чтобы  самим начать говорить. А часто – слушать то и нечего. Для меня талантливый человек – это не когда он навязывается. Или его навязывают всякие «фабрики звёзд». Очень точное название. Для меня -  поэт, это не тот, кто  задаёт вопрос: «Ну как тебе?» Или – как там я вчера?» (примеры такие есть). А когда его от души просят – прочитай своё.  А он молчит.  И в глазах у него такое, что понимаешь – он не здесь. У него опять именно сейчас что-то рождается, на твоих глазах. И  ему мешать не надо.  Именно сейчас – не надо. Он вернётся,  и ты по его глазам поймёшь – он просит тебя послушать. Он волнуется, И он знает, что ты понимаешь его процесс, и ценишь.  Понятно, что воспроизвожу сейчас реальные ситуации.

Есть творчество, когда ты не можешь не писать, не творить. А есть  - игра в творчество, где цель – попасть «в пульку», в десятку. Хотя, порой, и здесь есть то, что «цепляет».

Важно то, на мой взгляд, что творец дал человеку способность творить. О людях искусства – это отдельный разговор. Речь о творчестве в широком смысле. Дети, семья, дом, цветы, улыбки, слова – всё это ТВОРЧЕСТВО.  И мы постоянно  творим. Творим в широком смысле вокруг себя – радость или грусть, агрессию или поддержку.  Я однажды утром задумался об этом, неся пакет с мусором - не дай Бог прожить так, чтобы после себя лишь, извините, отходы. Лишь пакеты с мусором. А потом осознал. Я это вижу ежедневно. У некоторых людей в словах – одна брань, а в делах – производство отходов.  Потребляют и гадят.

Мы «творим», постоянно творим –  в прямом и переносном смысле.  Позитив или негатив, добро или зло (это, конечно, относительно).  Кто бы и что ни делал, чем бы ни занимался. Психологи, в том числе. Одни творят позитивное настроение, другие – человеческие «комплексы». Например, комплекс «неполноценности».

Еще несколько лет назад и представить себе не мог, что будут такие страсти вокруг культуры. Я имею в виду дебаты вокруг использования  нецензурной лексики в произведениях искусства, да и вокруг достоинств самих произведений. У меня сложилось стойкое впечатление, что от эстетики искусства, современные, так называемые её деятели, перешли к апологетике самовыражения. Словно главная цель теперь – выделиться из толпы «творческой» интеллигенции, как угодно. И через скандал, в том числе.

Это напоминает мне положение в науке, чуть ли не главное, особенно, в гуманитарных областях, ввести собственное новое понятие. Не оставляет впечатление  утраты обществом, да и цивилизации, в целом, здравого смысла чувства меры, красоты, нормы. Форма стала важнее содержания – везде. Во всём, во всех областях человеческого бытия.

А мне важнее их сочетание, соответствие. Форма должна иметь соответствующее содержание. А содержание должно быть соответствующе оформлено.  Форма содержит, а содержание формирует.

Творчество человека должно соответствовать творчеству Творца. Эстетика человеческого творчества должна соответствовать эстетике природы.  Это означает, что человек должен стремиться быть Творцом. А иначе – зачем?

2017-10-05
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?