Притягательность необычного – любопытство, патология, или шанс взглянуть на жизнь с другой стороны? Заполонившие наши квартиры и офисы экзотические сувениры из дальних стран, обезьяны и крокодилы, восточные красавицы и смуглокожие красавцы, загадочные амулеты и таинственные учения Востока – что это, очередной виток переменчивой моды, понятная тяга жителей сурового севера ко всему яркому и напоминающему о жарком лете, или может нечто большее? Заслуженный объект насмешек для людей здравомыслящих, симптом нездоровья общества и путаницы в головах людей утративших истинные ценности – или же загадочные врата в Иную Реальность, магическое притяжение которой мы ощущаем ежеминутно, лишь по ошибке принимая его за тягу к ярким безделушкам и странным символам?

Что такое экзотика? Корень «экзо»- указывает на что то внешнее, находящееся за пределами, соответственно экзотика - то, что лежит за гранью обыденности, привнесено из вне, из других стран, культур, а возможно и вовсе из какого то другого далекого мира.

Чем отличается экзотика от извращения, необычное и забавное от неправильного и пугающего? То и другое лежит за гранью считаемого привычным, привлекает к себе внимание и может вызывать самые разные, в том числе противоположные оценки.

Как и везде все зависит от того, кто судьи. Кто решает, что нормально, а что за пределами нормы, что из мило и приятно, занимательно и заслуживает изучения, а что дико, враждебно, отвратительно. Кто же они, облеченные высоким правом выносить суждения и решать?

Либо каждый человек делает это сам, либо снимает с себя ответственность, доверяя право оценки другим - внешнему авторитету, окружению или средству массовой информации.

Соответственно, что для одного повседневная реальность – например, обезьяна в квартире, крокодил в офисе и чернокожая красавица в постели, то для другого чудо и экзотика, для третьего же источник гнева и обиды на все человечество или хотя бы на ту его часть, которая такое себе может позволить.

Пельмени или селедка - это в высшей степени экзотично для человека, привыкшего к бизнес-ланчу в китайском или французском ресторане. У личностей творческих и нетривиально мыслящих представления об экзотике и необычном индивидуальны и могут оказаться весьма далекими от принятых среди массовых социальных групп. В свою очередь взгляды и убеждения членов одной группы будут радикально отличаться от принятых среди других. Различия эти естественным образом структурируют общество, которое никогда не было и не может быть единым.

Представления о «нашем» и «не нашем», «престижном» и «отталкивающем», являются как раз одним из знаковых различий с помощью которых мы делим друг друга на своих и чужих. Поэтому люди необычные, творческие, обладающие своими суждениями, не склонные к конформизму и стадному чувству зачастую выделяются как внешне, одеждой, имиджем и забавными вещицами, так и убеждениями и образом жизни, что часто служит поводом для обвинения их в извращенности, а то и вовсе в безумии.

Отсюда и знаменитый миф о близости гения и сумасшествия. Неужели все творцы и гении вправду безумны? Да нет же, просто их критерии нормального  и естественного, в силу обретенной внутренней свободы, настолько не зависят от принятых в социуме, так радикально отличаются от повседневных взглядов, что люди по неволе воспринимают их как безумцев, извращенцев и аморальных типов.

Тут мы сталкиваемся с таким аспектом человеческой психики как Убеждения. «Я прав - считает большинство людей – и, следовательно, те, кто думает так же как я - разумные, нормальные и добропорядочные граждане, остальные же, думающие иначе - либо глупцы, либо злодеи, враги, извращенцы и наверняка наделены всеми мыслимыми и немыслимыми пороками…». Срабатывает защитный механизм, один из аспектов инстинкта самосохранения, ответственный за целостность ума, чувств и картины мира человека. Мы привыкли рассуждать в двухзначной логике - либо я прав, либо мой оппонент - и соответственно, если он, значит я проиграл и со мной что то не в порядке, мало того, поражение ведет к потере самоуважения, статуса и возможности для борьбы за свое место в жизни, что на бессознательном уровне может восприниматься буквально как угроза смерти. Что ж, в истории бывали времена, когда проигравших в религиозно-философских спорах сжигали на кострах или запирали в тюрьмы и сумасшедшие дома.

Так что не зря возможно человек держится за свое чувство правоты сильнее, чем за последнюю рубаху, и готов объявить безумцами или негодяями всех, кто на правоту эту посягает. Оттуда, от этого страха, и все обвинения в адрес слишком увлекшимися экзотическими вещицами, идеями, обычаями или занятиями. Ведь если у Меня нет ни обезьяны, ни крокодила, ни любовницы-мулатки, а у Него есть – то, похоже, один из нас ненормальный - и это явно не Я! И, если Я не занимаюсь йогой, медитацией, не стою на голове, не читаю трактатов восточных мудрецов, не практикую иглотерапию  и не ем жаренных змей- а Он, другой, всем этим занимается- то угадайте, кто из нас ненормальный?! Впрочем, если Я пока этого и не имею и ничем таким не занимаюсь, но завидую и мечтаю когда нибудь обладать или заняться, то для меня это уже не извращение и не симптом психической болезни, а как раз желанный символ престижа, статуса- а значит экзотика, загадочная, манящая и вызывающая всяческий интерес.

Та же ситуация с разговорами о «падении нравов», «отрыве от исторических корней» и тому подобной ерунде. Да, не было у наших дедов ни обезьян, ни крокодилов, ни ездили они по всяким там таиландам за приключениями, любовниц- мулаток себе не заводили - ну и что ж с того?! Тем кто себе не может ничего подобного позволить - понятно, падение нравов, а нам то зачем в это верить, отравляя себе жизнь сомнениями - может и вправду с нами что то не то и жить стоит в простоте, умеренности и прочих «традиционных ценностях»... Для человека ортодоксально приверженного  религии  своих предков - безобидный амулет из Непала, статуэтка Шестирукой Богини и книги с восточной мудростью - понятно, все забавы бесовские и происки врагов Святой Руси. Для вменяемого же и терпимого, сохранившего естественное любопытство и интерес ко всему новому - это и не экзотика даже, а естественная часть жизни в современном глобальном обществе, где границы стран и культур давно прозрачны.

Часто то, что сначала привносится из вне и воспринимается экзотичным и чуждым, впоследствии укореняется и становится неотъемлемой частью национальной культуры, как например привезенные из за океана всего несколько веков назад картофель, кукуруза, чай, кофе, многочисленные восточные пряности и приправы, без которых не мыслима современная национальная кухня. Да и европейский стиль в одежде, архитектуре и даже классическая музыка - были совершенно чужды традиционной русской культуре допетровских времен - а тогдашние Новые Русские дворяне, первыми начавшие брить бороды, одеваться по европейски и пить кофе вместо кваса, воспринимались современниками как фигуры неимоверно экзотические, а то и вовсе, как опасные извращенцы, что то вроде панков…Точно так же еще недавно считались экзотикой и вызывали подозрение йога и восточные единоборства, сейчас же в каждом городе соответствующих клубов больше чем во всей Индии или Японии. Да что там - пару тысяч лет назад и Христианство, как известно, было лишь экзотическим восточным учением, как модный сейчас Буддизм, а последователей его частенько считали врагами общества и преступниками - с соответствующими последствиями….

Кстати, а что это нас и вправду так на яркое и необычное тянет? Действительно среди снегов и вечного сумрака хочется яркого напоминанья о лете, тепле, солнце, многообразии  красок и цветов? Да, разумеется, и это тоже, однако экзотические привезенные из дальних стран яркие безделушки всегда были в почете не только в северных краях. Вспомним, как в эпоху открытия Америки испанская знать со всего света тащила к себе, словно стая сорок, все блестящее и яркое, что только можно было вывести из дальних стран! А ведь в Испании практически вечное лето и буйство красок. Более того - столь же падки до блестящих диковинок и коренные обитатели той же самой Африки, Америки и тропических островов. Еще пару столетий назад европейские мореплаватели за стеклянные бусы и брошки выменивали не только львиные шкуры, слоновую кость и рабов, но даже огромные участки земли, острова и целые страны продавали местные вожди за пригоршню яркого стекла. Причем, видимо считали эти сделки справедливыми и очень гордились новыми «Экзотическими» приобретениями. Это уж после дети и внуки тех вождей, получив образование в Европе, заговорили об обмане колонизаторов и принялись требовать свои земли обратно, а тогда то все было по обоюдному согласию и к радости договаривающихся сторон! Уж их то чем в тропическом раю яркие бирюльки так завлекли?!

Что ж, не только люди, но и все живые существа на земле, начиная со змей, рыб и рептилий, реагируют прежде всего на яркое, большое и быстро двигающееся. Ведь то, что передвигается, ярко окрашено, или больше тебя, может оказаться источником опасности или добычей. Светиться, блестит - значит или огонь, который несет смерть, или глаза хищника, сверкнувшие в темноте, а может и яркое оперение беспечной добычи. Кстати неслучайно птицы для привлечения этого самого внимания и поиска «второй половины» обзавелись яркими павлиньими хвостами и прочими «экзотическими» штучками! Яркое и необычное привлекает всех и всегда - и люди тут разумеется не исключение. Так же, как у павлина, самый яркий и большой хвост, указывает на статус Главного Самца, так и у человечески существ, обилие ярких украшений - бус, колец в носу, браслетов, цепей или перьев в прическе, нательная раскраска и татуировка, всегда означали принадлежность к тому самому высшему классу, к тем, кто всегда на виду, повелевает и распоряжается судьбами других. Не случайно, русское слово «Бояре» - от корня «Яр» - яркий, сильный, необычный, отсюда же Солнце - «Ярило»», круча, обрыв-«Яр». То есть «Бо-яре»- те кто ярче, сильнее, одним словом круче всех остальных. Да и одевались они ярче простых людей, и всякие заморские диковинки, по мере возможностей, собирали…..

Отсюда и сверкающие короны правителей, золото и драгоценные камни, яркие наряды средневековой знати - и пресловутые малиновые пиджаки и оранжевые галстуки из недавних времен! Сейчас, когда мода и чувство стиля не позволяют нам носить пудовые цепи, кресты с рубинами и перстни и браслеты как у афроамериканских реперов, наша потребность к самоукрашению и приданию себе яркости, как символа статуса и величия, переключилась на разного рода символические замены в виде необычных домашних животных, амулеты, талисманы, и загадочного происхождения, маски и статуэтки. Для кого же даже это слишком вычурно и вульгарно, ту же функцию выполняют всевозможные восточные трактаты и учения с неземной, нам простым смертным непонятной эзотерической мудростью - подчеркивающей разумеется Высочайший Интеллектуальный Статус ее обладателя….

Разумеется тут же появляется масса подражателей, ведь достаточно одеть вместо галстука цветастый шейный платок - и вот ты уже Художник, харизматическая личность и  Самец Самого Высшего Статуса! Ведь если великие себе такое позволяют, то и мне никто не запретит - буду как они, тогда тень их заслуженной славы и на меня смертного падет.… В животном мире это называется мимикрия - существо слабое и маленькое, чтобы не стать добычей, маскируясь, принимает яркую и вызывающую окраску хищника. Ну да будем снисходительны к подражателям и их слабостям и стремлениям - ведь инстинкт самореализации, в том числе и понимаемой как самоутверждение и завоевание статуса - один из важнейших и основных для всех живых существ. Каждый лишь по мере возможностей выбирает доступные способы. Одни преображают этот мир, другие лишь украшают себя символизирующими творческую свободу и фантазию бросающимися в глаза безделушками, и вряд ли эти забавные чудачества и причуды заслуживают осуждения.

Но неужели стремление к экзотике, ко всему необычному и яркому – лишь самовозвеличивание в погоне за статусом, привлечением внимания и восхищения? Нет, конечно - здесь еще и тяга к познанию, к изучению мира, развитию, и возможности взглянуть на жизнь с новой, доселе неизвестной стороны. Необычное, яркое, манит новыми знаниями, возможностями, открытиями, может оказаться источником вдохновения, намеком на что то большее, уносящее нас из серых будней к далеким и загадочным сияющим вершинам…..

Именно с наблюдения за вещами необычными, странными, блестящими и яркими - огнем, молнией, далекими звездами, Солнцем и Луной - и возникла наука, так преобразившая лицо мира. Путешественники эпох минувших, открывшие для нас далекие страны, моря и континенты, влекомы были не только пресловутой жаждой славы и наживы, но, несомненно, и тем самым магическим притяжением далеких экзотических мест и вещей, загадочной и великой Тайны, проявляющей себя в предметах и событиях ярких, что словно сияющие во тьме маяки, указывают нам направление к некому новому пониманию как Мира вне нас, так и глубин собственной души...

Вот и наши обезьянки, крокодилы, мулатки и амулеты, статуэтки и безделушки - отблеск тех маяков, отражение вечной потребности в познании мира, в выходе за пределы обыденных представлений, к тому чтобы взглянуть на жизнь с другой стороны, и, наконец, открыть высший и неисчерпаемый источник тайн, загадок, вопросов и ответов, не в дальних странах и чужой мудрости, а в самих себе.

Книги для тех, кто готов искать и находить чудеса не только вокруг, но и в себе самом:

К. Кастанеда «Путешествие в Икстлан»

Г. Хэнкок «Зеркало небес»

Дж. Фрейзер «Золотая ветвь»

Дж. Кэмпбелл «Мифический образ»

М. Элиаде «Шаманизм. Архаическая техника экстаза»

А. Минделл «Тело Шамана»

С. Грофф  «Когда невозможное возможно»

Портал «Клуб Здорового Сознания»
2015 - 2024


Карта сайта

Email:
Связаться с нами