Несколько месяцев назад я заболел «болезнью чистого листа». Это когда ты создаешь пустой вордовский файл и часами смотришь в белизну страницы. Тебя охватывает страх, паника, ты с разочарованием стираешь любую написанную тобой строчку или абзац, решительно зажав кнопку на клавиатуре. А потом закрываешь этот злосчастный файл, не сохраняя, а про себя думаешь «Мне нечего писать…» 

Знакомо? 

За последние две недели я написал гораздо больше, чем, наверное, за всю свою жизнь. Я выздоровел. Любую болезнь проще вылечить, когда знаешь ее причины. 

Мой первый писательский опыт случился в шесть лет. Я засел в темной комнате, намотал на шею шарф, достал самую тонкую кисть (пера не оказалось) и черную краску, зажег свечу и сел за чистый лист. Мне хотелось написать сказку, подобно Пушкину, Перро или Гофману. В тот момент я чувствовал себя не менее великим и талантливым писателем. Выжав из себя пару строчек, наподобие «Жил-был…» я остановился, предвкушая будущий успех и литературное величие. Мысли о будущем величии прервала мама: 
- Быстро спать! И что ты здесь устроил? Тоже мне, Пушкин великий! 

Через несколько минут я спал, а вместе со мной уснуло желание что-либо писать. 

В школе я обожал сочинения. До сих пор не понимаю – почему мы так редко их писали? Почему нам не объясняли о том, как это важно и как это полезно. Нет, но нам объясняли, как писать стандартные, скучные школьные сочинения, которые, в целом, не отличаются друг от друга. Поэтому по всем моим сочинениям я, чаще всего, получал 4. Потому что они были не фонтан. Или не формат. 

Правда была в моей школьной жизни одна сука, которая не ставила мне за содержание выше тройки. И вообще, хорошо жизнь подпортила. Благо, она ушла, спустя два года «преподавания». 

На ее место пришла другая учительница, которая была неплохой женщиной. Но научить чему-то ценному не смогла. Я искренне не понимал, и еще не знал – для чего мне знать, что такое деепричастный оборот, наречие, местоимение и прочая дребедень, усложняющая жизнь. Писать без ошибок – вроде бы умею, запятые могу поставить интуитивно. Что же еще нужно? 

Последние два года школы и вовсе прошли в подготовке к ЕГЭ и беглому прочтению (чаще всего в коротком изложении) всех великих произведений литературы. 

Читал я немало. Вплоть до третьего курса университета я часто покупал книги, и прочитывал по паре произведений в месяц. В дальнейшем я перешел на научную литературу. Даже сейчас, прочесть что-нибудь художественное мне довольно затруднительно. 

Тоже самое произошло с моими текстами. Мне всегда хотелось написать пьесу, сценарий, рассказ. Никогда не доводил дело до конца. А потом и вовсе, уничтожал, ибо нефиг. Не Пушкин же. 

Отчасти потому, что пишу я плохо. Неинтересно. С ошибками. Пишу так, будто русский – не мой родной язык. 

Не подумайте, что я прибедняюсь – все эти фразы я слышал от других людей. Тех же преподавателей, экзаменаторов, критиков, начальников. Про начальников, отдельная история: 

Как-то подготовил презентацию, слайдов на двадцать. Всюду – текст. Проверил раз восемь на ошибки и опечатки. И во время презентации, зоркий глаз начальника все равно заметил одну – «освящать в СМИ», а не «освещать в СМИ»: 
- Что ты, блядь, освящать собрался? Куличи на Пасху?! Как можно блядь, быть таким невнимательным?! 

Действительно. Как так можно то? Как можно допускать глупые ошибки, не знать, как ставятся знаки препинания, чем отличается точка с запятой от двоеточия? Нечего тогда вообще писать, и Ворд можешь смело удалить, ибо не поможет. 

Так я стал боятся чистого листа. 

Это длилось довольно долго. Я перестал «говорить» текстом. Не писал ни статей, ни заметок, ни постов. Кроме того, я заметил, что этот страх постепенно охватывает и мою устную речь. Я все время думал – а правильно ли я все сказал? Правильно ли сформулировал? Пожалуй, не буду говорить так развернуто, вдруг, ошибусь.

Поймал себя на мысли, что мне вообще, довольно трудно говорить. С новыми людьми, с незнакомцами, с продавцами, таксистами.

Это так на меня не похоже. Неужели, во мне так легко развился комплекс?

В какой-то момент я почувствовал, что я бесполезен для этого мира. Я ничего не произвожу. Музыкант общается с миром с помощью песен, художник - картинами, поэт – стихами. А психолог?

Психолог реализует себя словом. В том числе - текстом. Ведь только в тексте, можно обрести такую свободу мысли, которой не бывает даже на самых глубинных сеансах личной терапии. Только в тексте ты можешь быть честным, прозрачным и откровенным. Ты можешь дать волю своим чувствам, облечь свои мысли в подходящую форму. Текстом ты строишь дорогу к другим людям. И уже тебе выбирать – ты идешь по этой дороге или люди приходят к тебе.

 

Итак, к делу!

Долой предрассудки и страхи! К черту всех критиков и училок с их красной ручкой!

1) Ошибки есть везде. Где их нет? Вся жизнь, сплошная ошибка. Ошибаться в тексте это нормально. Ты не машина, ты не робот. Возможно, ты ошибаешься потому, что твоя мысль бежит быстрее, чем слова на экране. Пальцы не успевают записывать за тобой, какое уж тут дело до запятых.

2) Все критики, которые были в твоей жизни и так или иначе повлияли на тебя – были значимы для тебя только в тот самый момент. Сейчас их рядом нет. И, если захочешь – никогда больше не будет. Те эпизоды, повлиявшие на тебя тогда не должны влиять на тебя сегодня. Отпусти их и попрощайся с ними.

3) На ворд надейся, но и сам не плошай. Если ты не уверен в своем тексте, и боишься показаться непрофессионалом, написав это слово с тремя ошибками, найди себе верного союзника в лице редактора. Это может быть девочка-отличница, или студент филфака или профессиональный редактор-корректор. У всех разные расценки, а качество работы примерно одинаковое. Какую цену вы готовы заплатить за свое моральное спокойствие? Кстати, у меня есть такой редактор, и я могу дать его контакты.

4) Прими участие в любой творческой движухе, любом учебном курсе, посвященному писательству и тексту. ЛЮБОМ! Я уверен, нет плохих курсов, поскольку все они сосредоточены, в первую очередь на тебе и твоих способностях. А они, без сомнения, в тебе есть. Лично я участвовал в курсе КЕТТ – СИЛА СЛОВА. Но ты можешь поискать другие варианты.

5) Искать вдохновение – во всем! Ты разносторонняя личность, у тебя есть свое мнение по любому поводу и любому вопросу. Ищи вдохновение в новостях – там полно поводов. Ищи идеи для текстов в живописи, в кино, в искусстве в целом. А еще, у меня есть один секрет, для своих статей, я иногда использую метафорические карты, но это совсем другая история.

6) Больше читай! Книг, статей, заметок, блогов. Начни получать удовольствия от того что ты читаешь. Обращай внимания на фразы, а не на идеи. На расстановку слов в предложениях. Подмечай незаметные приемы и обороты, запоминай и записывай их. Это тебе пригодится.

7) Да будут у тебя другие кумиры! Не бойся кому-нибудь подражать. Выбери несколько блогов, тематика которых тебе интересна. Или, авторов, чья манера подавать текст тебя цепляет. Читай и погружайся в них, обрати внимания – почему ты это читаешь, что заставляет тебя читать пост до конца. Что тебе нравится, а что нет. Не боятся повторять за ними. Это не плагиат, это поиск себя и своего стиля. 

8) Последний совет. Самый важный! Без него все предыдущие пункты не считаются. НЕ ПРЕКРАЩАЙ ПИСАТЬ! Просто не останавливайся. Не закрывай новый файл без сохранения. Позволь себе творить. Отпусти себя в текст, наслаждайся каждым словом, пропитывай каждую букву своего текста искренностью и любовью. Но только не прекращай! Опыт, навыки, знания – придут тогда, когда они тебе потребуются.

 

Ну что, займемся текстом?





Даниил Олегович