Девочка - девка - молодуха - баба - старуха. Жизненный цикл женщины.



Мне нравится подход к жизненным этапам женщины, который применялся в традиционной народной крестьянской культуре и отражён в языке. В нашем языке есть 5 слов, какими крестьяне называли женщину в разном возрасте. И они отражали этапы жизни женщины, её статус (обстоятельства, социальное положение), предписывали особенности одежды, роли и задачи, ну и определяли самоощущение - что, наверное, самое главное. 

Девочка - ребёнок до начала менструации. Слово "девочка" - это уменьшительное от "девка". "Маленькая девка" :) Часто описывают обряды в архаичных племенах, сопровождавшие процесс менархе, как знак перехода из девочки в девку (девушку). В иудаизме и сейчас есть праздник "достижения религиозного совершеннолетия" - Бар-мицва, который празднуется, когда девочке исполняется 12 лет и 1 день. (И у мальчиков тоже есть этот праздник, но отмечается на год позже). Изначально, я думаю, этот праздник был связан с наступлением полового созревания. (Мальчики получали право жениться с этого момента). Упоминаний подобного обряда или его элементов в русском фольклоре я что-то не встречала. Наверняка он был, просто не отразился в фольклоре, поскольку это очень личная сфера жизни.

Девка - с начала менструации до замужества/первого сексуального опыта. Точно известно, что Девка, в отличие от девочки, уже получала право ходить на "вечорки" и "посиделки", где тусовались все девушки деревни до замужества. Занимались рукоделием и общались. А в определённые дни года устраивались совместные "игрища" молодёжи - где присутствовали и неженатые парни. И где одни с другими и знакомились, создавали пары. (Женатым мужикам, заметьте, ходить в места скопления незамужних девок было неприлично :). "Мужиком" мог называться, кстати, только женатый и имеющий свой дом и хозяйство (экономически самостоятельный) мужчина - глава семьи). Свадьба была обрядом перехода из Девки в Молодуху (молодку).

Молодуха - замужняя женщина до рождения первого ребёнка.
Если перекладывать на современные реалии - молодуха - женщина, которая живёт сексуальной жизнью, потенциально может родить, но ещё не родила своего первого ребёнка.

Случаи, когда женщина уже не в девках, но и без детей и не при муже - раньше тоже бывали. Например, женщина, у которой мужа забрали в солдаты, годами могла его ждать и жить одна. Если приходило известие о смерти мужа, такая женщина считалась свободной и могла вступать в новый брак.

У казаков нормальны были и разводы. И даже по инициативе женщин. С последующими новыми браками. В целом, конечно, в одиночестве ни мужчины, ни женщины фертильного (плодородного) периода долго не засиживались.

Брак и семейная жизнь - это было единственной удобной формой существования в деревне. Все сельскохозяйственные работы (обеспечивающие пропитание и выживание) были коллективными. Семья представляла из себя также экономическую единицу. И даже государство вело учёт народонаселения по семьям. Крестьяне налоги платили не индивидуально, а с семьи, с хозяйства. За отношения семьи с государством отвечал мужчина. Наверное, потому, что в деревенском быту существенную роль играет физическая сила. Семья тем экономически состоятельнее, крепче стоит на ногах, чем больше в ней мужчин (отсюда же предпочтение сыновей дочерям и т.д. ) Поэтому и фамилии часто образованы от мужских имён.

Первые роды - процесс перехода из Молодухи в Бабу. Роды сопровождались так же своим обрядом. Баба - женщина, уже родившая первого ребёнка и которая может ещё родить. Детей в 99% случаев было же больше, чем один. В некоторых местностях "Бабой" начинали называть только женщину, которая родила не просто ребёнка, а свою первую дочь. И таким образом продолжила свой женский Род. Удивительно, что этому придавалось значение. Очень матриархатно и феминистично, по-моему :)

Период "Бабы" тесно связан с заботой о детях. Точка перехода из Бабы в Старуху - когда женщина переставала беременеть. А полное завершение этого периода происходило, мне думается, когда младший ребёнок становился подростком и уже не нуждался в маме. "Бабий век короток" - это как раз про те самые биологические часы. "Бабий век" - от первой менструации до климакса, получается.

В одежде Девок, Молодух и Баб преобладал красный. Красный цвет ассоциировался с цветом крови и считался символом жизни. И присутствие красного цвета в одежде было поддержкой плодородности женщины, подчёркивало её важную роль в продолжении жизни. И в целом, чем старше становилась женщина, тем темнее был цвет одежды.

Старуха - с момента завершения фертильного периода до конца жизни.
Обряда перехода из бабы в старуху я тоже не знаю. А ведь важный момент жизни каждой женщины. И в состоянии "Старухи" вполне может пройти третья часть жизни. Скорее всего, это тоже самое, что и с переходом из девочки в девку. Это было некое действо, которое, возможно, происходило сокровенно в женском кругу, но об этом не пели песни в присутствии всей общины (включающую себя и мужчин), поэтому фольклорные свидетельства до нас не дошли.

Есть ещё один статус, который не про жизненный этап, а больше про социальную роль - Большуха. Именно старухи чаще всего становились Большухами - старшими женщинами Рода, которые уже были свободны от заботы о своих детях, но были ещё в силе и могли "держать дом", и главное - имели опыт, которым могли делиться с более молодыми женщинами.

У Большухи была и власть, и ответственность за жизнь дома и за благополучие семьи в тех вопросах, которые считались сферой компетенции женщин. (Здоровье, еда, воспитание, отдых, праздники, одежда, не говоря о многочисленных женских сельскохозяйственных работах. В случае, если мужчины часто уходили на войну - как казаки - все сельскохозяйственные работы оказывались женскими :)).

В некоторых случаях Большухами становились и молодые женщины, если женщины старшего поколения в семье рано умирали. Это была вынужденная и нежелательная ситуация, и, я думаю, без опоры на старшую женщину такой женщине было тяжело.

Опять же у казаков были и такие традиции, что Старики и Старухи, оставшиеся вдовами и вдовцами через год после смерти супругов, должны были найти себе пару среди себе подобных :).Это называлось "найти себе чайного дедушку" или "чайную бабушку". И в этом был смысл. Так всем было легче. И самим вдовцам/вдовам, и их детям и внукам.

Ещё была традиция "уходить на покой" - искать себе тихое место и жить там до смерти в одиночестве, вдали от забот.

В общем, и раньше люди жили, как люди, и устраивали свою жизнь, чтобы себе было хорошо и удобно :) То, что было всё идеально, правильно, - "в угоду высоким нравственным принципам" - и у всех одинаково, как по нотам - это современный миф о прошлом. Скорее, это сами традиции выросли из практики реальной жизни (местами хочется сказать, что выросли вообще из законов биологии) и обслуживали потребности людей. И традиция всегда предполагала варианты поведения. Она была нужна, чтобы организовать жизнь и придать ей порядок. 

Этот пост - своеобразный микс из моих знаний по филологии и психологии. И ещё к каждому пункту мне хотелось прибавить реальные примеры из жизни моих родителей-дедов/бабушек-прадедов/прабабушек, но я не стала раздувать объём заметки. Пусть хоть какая-то структура сохранится. Но удивляюсь, как всё живо и близко к реальной жизни. И как моя семья всё-таки укорена в этой крестьянской традиции. При том, что крестьян как класса уже не существует... И со стороны отца, и со стороны матери, мои предки - крестьяне.

Вспоминаю ещё специализацию Наталии Кедровой по семейной гештальт-терапии, группу, истории других людей. Как-то там у меня всё сложилось в стройную структуру окончательно. И примеры-разрозненные факты о моей семье нашли своё место в этой структуре крестьянской жизни и в представлении о жизненном цикле женщины.

Отдельно хочется добавить про психологический смысл обрядов. Любой праздник изначально был связан со сменой природных циклов, поскольку человек зависел от природы, и у крестьян был свой цикл сезонных работ. Так же есть ряд праздников, которые отражают смену этапов жизненного цикла человека (что тоже связано с изменениями на уровне тела, то есть уже с человеком как с частью природы). И обряды - это результат осознания и оформления в культуре процесса перехода из одного биологического состояния в другое. У человека благодаря участию в обряде появлялось ощущение границ своей новой идентичности. На каждый обряд отводилось определённое время. Например, от сватовства до свадьбы чаще всего проходил год. (Только в особых и неблагополучных случаях меньше). Сама свадьба продолжалась 3 дня. И каждый час этих дней был расписан как по сценарию. Маму с первенцем до года не включали в общие женские работы. Были там всякие суеверные объяснения, "она ещё чужая", "представляет угрозу нашему роду" и т.д. А по сути, женщину просто оставляли в покое, и она могла быть свободна от быта, могла в своём темпе проживать первый год материнства, лучше заботиться о младенце. В доме, кстати, всегда жили больше, чем одна взрослая женщина.Свекровь - мать мужа, бабушка мужа, золовки (сёстры мужа), другие снохи (жены братьев мужа), их дети - девочки-подростки. Это было нормально, если вся эта компания женщин жила под одной крышей и вела совместное хозяйство. И все они участвовали в быте и воспитании детей. Большуха, кстати, как генерал армии, была просто необходима при таком количестве женщин :)))

Все обряды помогали экологично завершать проживание одной идентичности и медленно вживаться в другую. С обрядами, в общем, было легче людям идти по жизни - и переходить из одного на другой этап жизни. В современном мире эту функцию выполняет отчасти психотерапия - организует границы процесса, в котором возможно проживать/усваивать важные изменения в своей жизни. Иногда впервые обнаруживать, что чувства-то по поводу неких событий есть.

На фото - я. В моменты фотосессии в русском народном костюме, сшитом на заказ с соблюдением традиций. Хозяйка костюма - моя подруга, не я :) 







2017-04-29
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?