Диалектика самопознания

Рассматривая взаимодействие между тремя уровнями реальности, введёнными А.Минделлом, можно говорить о движении от уровня консенсуса к уровню сущности и наоборот - от уровня сущности к уровню консенсуса. Это движение отражает универсальный принцип диалектического развития, как признание развития во всем его бесконечном многообразии и всеобщей связи всего со всем. 

В своих исследованиях, направленных по сути своей на постижение единого закона развития и соединение с единым организующим это развитие началом, А.Минделл продвигался от уровня организации личности и понятия личного бессознательного и «сновидящего тела», через уровень организации сообществ и понятия «глобального сновидящего тела», до уровня организации мира, вселенной и того, что он называет «процессуальным умом», или «квантовым умом, интенциональным полем, большим U (вектор, обозначающий опыт организующего начала, проявляющегося в психологии, квантовой физике и поле тяготения)» [26]. В книге «Танец древнего» он вводит понятие «Пространственно-временное сновидение процессуального ума», которое «включает в себя все эти предыдущие термины и выходит за их пределы, распространяясь на пространства всей вселенной» [26].

 

Рис.8. Диалектика самопознания (в терминологии юнгианской психологии и процессуально-ориентированного подхода).

Рассмотрим здесь движение между тремя уровнями реальности относительно развития личности (рис.8). C точки зрения древних учений, о которых говорилось в Главе 1, Бог познаёт себя, через опускание Духа в Материю. В каждом из нас есть Искра Божья, которую Юнг назвал Самость. Через это мы все связаны между собой на сущностном уровне как связаны частицы Бога Единого. Самость в свою очередь через сновидческий уровень (архетипы) стремиться быть проявленной в материальном мире (на уровне консенсусной реальности). Самость несёт в себе полный потенциал нашего развития. В период рождения человека она находится в состоянии недифференцированной потенциальности. Её компонентами являются архетипические предрасположенности и потенциальности, связанные с самореализацией. Это развитие не может осуществляться вне материального уровня, вне консенсусной реальности, где происходит раскрытие этой потенциальности через получение разного рода опыта. «Юнг размышлял об эго-сознании как о происходящем и возникающем из бессознательной матрицы личности. Он писал: "Самость как бессознательное является существующей априори, из нее развивается эго. Она есть бессознательное предвосхищение эго" (Юнг, 1954)» [8]. «Эго-сознание возникает в момент столкновения архетипических ожиданий и связанного с ними объекта – в этом содержится больший или меньший шок в зависимости от того, насколько бесконфликтно происходит подстраивание этих двух сущностей. Растущий раскол на эго-сознание и личное бессознательное активируется этим конфликтом. Этот опыт закрепляется в комплексах, часть из которых вытесняется и остаётся в личном бессознательном, а часть (приемлемая для среды под которую адаптируется личность) формирует эго-сознание. Таким образом, при развитии ребенка в ходе процесса приспособления к условиям среды на основе архетипов, заложенных в самости, начинает развиваться эго-сознание и формируется личное бессознательное, «бессознательные процессы находятся в компенсаторном отношении к сознательному уму. Я специально употребляю слово “компенсаторный”, а не “противоположный”, потому что сознательное и бессознательное не обязательно находятся в оппозиции друг к другу, а дополняют одно другое, образуя целокупность (totality), которая и есть самость» [51]. Таким образом происходит движение от сущностного уровня к уровню консенсусной реальности. 

Существует и обратное движение, названное Юнгом процессом индивидуации. Индивидуация — процесс достижения целостности и, таким образом, стремление к большей свободе выборов. Этот процесс также включает развитие динамической связи между эго и самостью с интеграцией различных частей психики: эго, персоны, тени, анимы и анимуса и других архетипов бессознательного. «Индивидуация означает становление единого, гомогенного бытия и насколько индивидуальность охватывает нашу сокровенную, окончательную и неразделимую неповторимость, настолько они также включает становление самости. Поэтому мы можем перевести индивидуацию как „путь к себе“ или „самореализацию“» [54]. 

По мере развития человека на уровне консенсусной реальности у него могут возникать проблемы, решение которых становится невозможно в рамках привычной сформированной эго-идентичности. Становятся необходимыми иные способы реагирования, поведения, иной опыт, иной взгляд на жизнь. Эти проблемы переносят фокус внимания человека на его внутренний мир, на осознавание его внутренних конфликтов, отражающих напряжение между сознательным и бессознательным. «Невроз — это защита против объективной внутренней деятельности души или дорого оплаченная попытка уклониться от внутреннего голоса, т.е. от предназначения», пишет Юнг [50]. Становясь осознанными по отношению к своему внутреннему миру, к сигналам, идущим из бессознательного (см. выше «сновидящее тело»), мы обретаем возможность получить новый интуитивный опыт. Интеграция этого нового опыта на уровень консенсусной реальности расширяет пределы собственной идентификации. На рис. 9 показано, что происходящие с нами проблемные или постоянно привлекающие наше внимание события (сложности в отношениях, проблемы со здоровьем, попадания в изменённые состояния сознания, сновидения, фантазии, «флирты» и др.) имеют свою репрезентацию одновременно на всех трех уровнях реальности. На консенсусном уровне мы имеем дело с самими событиями, на сновидческом – с внутренними конфликтами, стоящим за этими событиями, на сущностном – с состоянием целостности (недвойственности). Разрешение этих проблем и расширение собственной идентичности ведёт нас в сторону освоения потенциальности, заложенной в самости. Освоение самости ведёт к большему прочувствованию и осознанию связи со всем сущим как проявления Бога Единого. Таким образом происходит движение от консенсусного уровня к сущностному.

Процессуальная психология предлагает метод, с помощью которого мы можем заниматься саморазвитием и самореализацией, не дожидаясь столкновения с большими жизненными сложностями. Люди, занимающиеся такой практикой саморазвития, осознанно становятся на путь индивидуации. «С точки зрения психологии процесса, - пишет Минделл, - индивидуация также относится к способности человека получать доступ к любому измененному состоянию, например, персонажу сновидения, телесной проблеме, или проекции отношения, и переживать и прорабатывать эти состояния в тот момент, когда они присутствуют, не теряя при этом контакта со своей обыденной самотождественностью» [27]. «Можно было бы сказать, что целый мир с его беспорядком и страданием принимает участие в процессе индивидуации. Индивидуация никоим образом не исключительная вещь или наслаждение горстки людей, но о тех, кто знает, что они осуществляют этот процесс, можно говорить как об удачливых. Они получают от этого нечто, достаточно обеспечивающее их сознание» (К.Г.Юнг). Именно таким образом, через процесс индивидуации «все, что есть в бессознательном, стремится к реализации, и человеческая личность, ощущая себя единым целым, хочет развиваться из своих бессознательных источников» [46]. 

Исходя из вышесказанного можно видеть, что движение между тремя уровнями реальности полностью отвечают законам диалектического развития, включающим: переход количественных изменений в качественные (в том числе переход от абстрактного к конкретному) и обратно; закон единства и борьбы противоположностей, который выражает взаимодействие полярно-противоположных свойств (в данном случае сознания и бессознательного), функций как сторон целостного предмета, раскрывая источник движения, развития материального и духовного мира; закон отрицания отрицания, рассматривающий такие существенные стороны развития как цикличность, поступательный характер развития (что включает: признание разрушения, преодоления старого; удержание, сохранение прежнего в форме преемственности; формирование нового, как бы повторяющего предшествующий период, но на более высшем уровне) и характеризует направленность, необратимость развития от низших ступеней к высшим. 

Об этом пульсирующем движении от непроявленного к проявленному и обратно Юнг великолепно пишет в своей работе «Душа и её структура».: «Коллективное бессознательное содержит в себе все духовное наследие эволюции человечества, возрождаемое в структуре мозга каждого индивидуума. Сознательный ум (mind) - это эфемерный феномен, который выполняет все провизорные адаптации и ориентации, и по этой причине его функцию лучше всего сравнить с ориентировкой в пространстве. Напротив, бессознательное служит источником инстинктивных сил души (psyche), а также форм или категорий, их регулирующих, то есть архетипов. Все самые яркие и мощные идеи восходят исторически, к архетипам. Это особенно верно в отношении религиозных представлений, хотя центральные понятия науки, философии и этики также не составляют исключения из этого правила. В своем нынешней виде они представляют собой варианты архетипических представлений, созданные посредством их сознательного применения и приспособления к действительности. Ибо функция сознания заключается не только в осознании и усвоении внешнего мира через врата наших чувств, но и в переводе мира внутри нас в зримую реальность» [53]. 

Радмила Моаканин в книге «Психология Юнг и буддизм» пишет о связи между человеческой психикой и вселенной: «Процесс индивидуации, или психологического развития, постепенно приводит — в непрестанных подступах — от эго к Самости, от бессознательности к сознанию, от личностного к трансличному, к священному, к осознанию того, что макрокосм отражается в микрокосме человеческой психики» [31].

 

ЛИТЕРАТУРА 

8.

Ламберт К. Процесс индивидуации / М.: Журнал Юнгианский анализ, 2010.

26.

Минделл А. Танец древнего – М.: Издательский дом «ПОСТУМ», 2013.

27.

Минделл А. Тени города. Цитируется по «Справочному руководству по процессуальной работе», пер. с англ. Киселева А. под ред. Майкова В. - 2004.

31.

Моаканин Р. Психология Юнга и буддизм – М.: Социум, 2010.

46.

Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления – М.: Харвест, 2003.

50.

Юнг К.Г. О становлении личности. Конфликты детской души – М.: «Канон+», 2013

51.

Юнг К.Г. Очерки по психологии бессознательного / Отношения между эго и бессознательным - М.: Когито-Центр, 2006.

53.

Юнг К.Г. Структура души – Электронный ресурс: http://www.psyinst.ru (дата обращения 21.10 2013).

54.

Юнг К.Г. Тавистокские лекции – М.: Азбука-классика, 2007.

 

 

2015-02-13
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?