Ей хватало здравого смысла, и жизнь ее была бессмысленна.

К.Г. Юнг

 

Было время, в возрасте 30 лет у меня нестерпимо болела спина между лопатками. Это было неудобно и мешало жить. Зарядка не помогала. Однажды я свалилась от боли днем в сон и мне приснилось: я собираюсь со своим ребенком гулять и он надевает коньки. А на улице уже растаял снег и асфальт ровным слоем покрывают лужи. Я злюсь на сына, но терплю. Мы выходим из подъезда и ребенок тут же сваливается в лужу. Я в гневе накидываюсь на него и начинаю колотить. Проснулась от гнева и шока: неужели я так обращаюсь со своим ребенком?! Через несколько секунд я понимаю: я так обращаюсь со своим внутренним Ребенком - со своими желаниями и мечтами. Мои хотелки мне кажутся дикими, неуместными и ненормальными. 

Очень скоро в моем доме появились краски, кисти, бумага для рисования, пианино, нотные тетради, потом тенор саксофон и в довершение котенок. Муж прокомментировал: "Я в дурдоме живу..." - не со зла, конечно (а с котом они теперь лучшие друзья). И что характерно, я начала ощущать себя, наконец-то, женщиной. У меня с детства почему-то образ женщины ассоциировался с юбкой-солнце в пол и игрой на пианино. За юбкой дело не стало. И мой образ завершился. А главное, моя страстная мечта детства свершилась - я играю на пианино и посещаю художественную школу!

Не такая уж дикость были мои желания, но если в окружении только экономисты, юристы, инженеры и физики, а в музыкальные школы люди ходили только в детстве, и никто не понимал и не поддерживал эти увлечения "невовремя", тогда могло возникнуть ощущение ненормальности, странности и вычурности.

Так и клиенты в моем кабинете иногда сетуют на свои дикие, неправильные, ужасные желания. Их не понимают родители, друзья, учителя: "чего тебе надо? у тебя все есть?", "сначала выучись, устройся на хорошую работу, купи квартиру..."...  А жить-то когда?

*****

Вы чувствуете гибель определенной эпохи? Что человечество подошло к невидимому рубежу, который отделяет одну эпоху от другой? Вы ощущаете, что цивилизация будущего будет радикально отличаться от нашей современной?

Не так ли люди эпохи Просвещения с недоумением поглядывали на неких юнцов, которые, облачившись в плащи, отказывались служить в банке ради корысти, идти на государственную службу? Эти юнцы предавались поэзии, стремясь разглядеть за прозой жизни иные, незримые миры. Мало кто мог предвидеть тогда, что именно так начиналась целая полоса в жизни европейского человечества, которую назовут романтизмом.

Перед современным человеком стоит сейчас сложная задача – преодоление тех ограничений, которые накладывает на него его собственная культурно–историческая природа. Новая цивилизация рождается на наших глазах. Новая цивилизация несет с собой новые семейные отношения, иные способы работать, любить и жить, новую экономику и новые политические конфликты, и сверх того – изменение сознания. Человечество сейчас меняется. Мы живем в эпоху глубочайших социальных переворотов и реорганизации всего времени. Не различая еще отчетливо этой потрясающей новой цивилизации, мы участвуем в ее строительстве. Возникающая новая цивилизация пишет для нас новые правила поведения и ведет нас за пределы стандартизации, синхронизации. Сейчас мы не получаем готовую модель реальности, как в эпоху феодализма и промышленного расцвета. В наш век информации и знания мы вынуждены постоянно самостоятельно формировать и переформировывать эти модели. Это ложиться на нас тяжелым грузом, но это же ведет к большей индивидуальности, демассификации как личности, так и культуры. Некоторые ломаются под таким давлением, отступают, другие постоянно растут, формируют себя и становятся компетентными, грамотными, способными учиться и работать по-новому. В грядущую эпоху будут остро востребованы люди творческие, способные жить в непрерывно меняющемся мире, которые чувствуют себя комфортно при переменах, которым перемены нравятся, которые способны на импровизацию, на то, чтобы уверенно и смело встретить совершенно непредвиденную ситуацию.

Фромм, Маркс, Гегель, Фейербах, Тоффлер, Кастельс и многие другие философы, психологи, политологи, экономисты пишут об одной форме психопатологии уходящего общества (индустриального общества, общества второй волны, общества модерна). Патология эта, порожденная массовым производством, централизованным управлением, веком стандартизации - отчужденный труд. Экономическая деятельность, прибыль, работа, бережливость возводятся в ранг высших жизненных ценностей. Человек считает уже атавизмами подлинно моральные ценности человечества: доброта, чистая совесть, любовь, бескорыстность, подлинность, идентичность, спонтанность и творчество… Потребности человека в отчужденном обществе сводятся к обладанию товарами, создающими мнимый ореол человека «состоятельного», счастливого, самостоятельного, успешного. Человек оценивает свою и чужую жизнь как предприятие: чем меньше вложил и больше получил (денег, славы, почетных мест…), тем человек успешнее, лучше. Только почему-то никто у него не спрашивает: а счастлив ли человек! Человек, как это ни парадоксально звучит, превращается в средство своего существования.

Это является причиной того, что сейчас многие молодые люди испытывают нежелание и неумение жить по законам индустриального общества: работать с 8 до 5, выпускать стандартную продукцию, потреблять стандартные удовольствия, стандартно мыслить, учиться в стандартных школах и университетах… Индустриальный - исключительно рациональный взгляд на мир - уже в прошлом.

Мы утверждаем, что человек живет лишь до тех пор, пока он творит свою жизнь, пока он преобразует внешний мир своими силами. Считаем, что создавая свой мир, свои отношения и ценности, человек способен распрощаться с жаждой иметь (материальные блага, карьеру, другого человека...) и в полной мере ощутить наполненность своего бытия. Потому "дикие" желания, сумасшедшие идеи, ненормальные поступки - в современном мире стали нормой, так же как дауншифтинг, например. 

Дауншифтинг (англ. "переключение на низкую передачу") - современное социальное явление целенаправленного осознанного спуска по социальной иерархии, связанное с "жизнью для себя", "отказом от чужих целей". Ключевой момент, порождающий дауншифтинг - ценностный конфликт между целями, навязываемыми обществом - карьера, богатство, статус, - и внутренними ценностями - самопознание, хобби, общение с близкими и т.д. Дауншифтер осознает иллюзорность навязываемых целей, так как чем больше материальных благ приобретается, тем больше хочется. При этом проблема не столько в статусе и богатстве, сколько в том, какую цену за них зачастую приходится платить в обществе: стрессы, болезни, отсутствие свободного времени, семейные конфликты и т.д. Выбором дауншифтера является осознанный отказ от участия в "крысиных бегах", что влечёт снижение материального дохода и зачастую воспринимается в штыки близкими и обществом. В награду дауншифтер получает внутренне удовлетворение от жизни, возможность заниматься любимым делом, жить так, как хочется.

Идеологически дауншифтинг связан с культурой нью эйдж и хиппи. Именно в 60-е годы прошлого столетия стала развиваться идея, что человек должен жить для познания себя, а не просто для материального поддержания своего тела. Начиная с 90-х годов это социальное и культурное явления стало активно распространяться во всём мире, особенно много дауншифтеров в Австралии, США, Великобритании. К примеру, в Австралии доля дауншифтеров составляет 26%, а к 2015 году по некоторым прогнозам она достигнет 50%.

Но на самом деле, история философии дауншифтинга началась не 50 лет назад, а уходит в глубину веков. Всегда были люди, находящиеся в меньшинстве, которые предпочитали жить согласно своим ценностям, а не навязываемым обществом. Можно упомянуть графа Льва Николаевича Толстого с его идеей опрощения, который вёл образ жизни простого крестьянина; французского художника Гогена, который уехал на Таити, променяв карьеру успешного банкира на возможность рисовать туземные красоты. Классическим является пример римского императора Диоклетиана, который отказался от власти и удалился в своё поместье, где посвятил себя выращиванию капусты. Даже жизненный путь Будды Гаутамы есть типичный пример дауншифтинга - отказ от царствования взамен на поиск себя.

Зачастую дауншифтинг даёт человеку возможность лучше понять себя, свои истинные потребности и желания. Бросая высокооплачиваемую, но не дающего морального удовлетворения работу, человек находит себе дело по душе. Занимаясь им для себя, не преследуя никаких материальных интересов, он зачастую обнаруживает, что это дело даёт ему неплохой доход, так как всё, что делается искренне и с душой получается очень хорошо.

Примеры дауншифтинга далеко не всегда являются историями успеха. Во-первых, люди часто хорошо понимают от чего они хотят убежать, но очень смутно - к чему стремятся. И трудности новой жизни могут многих надломить. Для иных дауншифтинг - это бегство от себя, но от себя убежать невозможно. Через некоторое время человек может обнаружить, что нерешённые проблемы, с которыми он сталкивался ранее, снова возникают на новом месте.

 

Вот какие дела в мире творятся! А вы говорите пианино - дикость, саксофон - неадекватность. Взгляните на мир! -  и вы поймете, что ваши желания и идеи - это детские игры в песочнице, что вы еще не доросли до взрослых забав... А тело - его не обманешь - оно точно знает, туда ли вы идете. И если вы заблудились, даст сигнал. Главное, поверить ему, а потом и себе...

___

Источники:

  1. Тоффлер Э. Третья волна. Пер. с англ. - М.:ООО «Издательство АСТ»,2002. - 776с.
  2. Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992. - 430с.
  3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Пер. с англ. - М.:ГУ ВШЭ,2000. – 608с.
  4. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Интернет публикация: http://e-k.viv.ru/cont/theseno1/1.html
  5. Гумерова Р.В. Творчество как способ бытия // Вестник ТГУ. - 2005. - № 286. - С. 56-64.
  6. Дауншифтинг. Интернет публикация: http://samopoznanie.ru/schools/daunshifting/
  7. Смерть университета: Майкл Стронг о свободе от учебных программ и субкультурах знаний. Интернет публикация:  http://theoryandpractice.ru/posts/9364-university-is-dead



Другие статьи на эту тему:

Непутевые дети

Ничего не хочу

Научите меня быть курицей

Творческая личность в зеркале экзистенциально-гуманистической парадигмы (научная статья)

Абсурдный мир

О смысле и счастье

 

Для иногородних возможно консультирование и супервизия по скайпу:

reddakinya108

2015-10-20
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?