http://theoryandpractice.ru/posts/10287-good-anxiety

Интересная статья на сайте "Теории и практики" о том, может ли быть полезным такое неприятное чувство, как тревога, а именно о роли так называемой «моральной тревожности» в жизни человека. Авторы статьи утверждают, что моральная тревожность (то есть чувство, которое мы испытываем перед лицом сложного выбора) является неотъемлемой частью нравственной личности, и, кроме того, приводит к тому, что человек при наличии «моральной тревожности» начинает мыслить шире.

Со своей стороны мне хотелось бы добавить следующее. У меня, как у психолога, в целом вызывает удивление тот факт, что очень часто люди делят чувства на полезные и бесполезные, хорошие и плохие и при этом, конечно же, всеми силами стремятся избавиться от «бесполезных» и «плохих» чувств, всячески подавляют их в себе, начинают «мыслить позитивно» и прочее и прочее. Мне кажется, что любое чувство заслуживает внимания и уважения – ведь если есть грусть, значит что-то для человека утеряно, упущена какая-то возможность, если есть злость – значит, задето что-то важное для человека и он естественным образом хочет это защитить и так далее. Стоит ли тратить множество усилий на то, чтобы отрицать то, что присутствует в реальности, только ради того, чтобы не испытывать «неправильных» чувств? Глубоко сомневаюсь в этом. Ведь те же самые усилия можно направить на что-то другое, более продуктивное, например, на понимание того, как в вашей жизни сложилась такая ситуация, при которой задевается что-то для вас очень важное, или на принятие того, чего изменить уже нельзя.

Все вышеперечисленное, на мой взгляд, касается и такого чувства, как тревога. Согласно определению известного американского психолога и психотерапевта ХХ века Ролло Мэя (авторству которого принадлежит фундаментальный труд о природе и смысле тревоги), «тревога есть опасение в ситуации, когда под угрозой оказывается ценность, которая, по ощущению человека, жизненно важна для существования его личности». Если внимательно вдуматься в смысл этого определения, становится очевидным, что тревога выполняет для нас (тех, кто ее испытывает) очень важную функцию – ее появление говорит о том, что какой-то жизненно важной для нас ценности угрожает опасность. Не будь тревоги, мы бы не смогли вовремя заметить эту угрозу и предпринять действия для ее нейтрализации, наши главные ценности оказались бы поверженными.

Однако следует принимать во внимание, что тревога может быть нормальной и невротической (тоже по Ролло Мэю). Нормальная тревога адекватна объективной угрозе, человек может конструктивно с нею обходиться на сознательном уровне, снижается при изменении объективной ситуации. Признаки невротической же тревоги прямо противоположны, то есть это реакция, неадекватная объективной угрозе, человеком обычно вытесняется и не осознается, ограничивает действия человека. Работа с невротической тревогой необходима для того, чтобы сделать жизнь человека более полноценной, обычно эта работа проделывается в процессе психотерапии. Поэтому если говорить об избавлении именно от невротической тревоги, то, скорее, да, от нее действительно лучше избавляться, по крайней мере, начинать осознавать ее истоки, причины, функции. А вот расставаться с нормальной тревогой, которая присуща всем людям, мне кажется, точно не стоит. Лучше использовать ее во благо своих ценностей и себя как полноценной личности, для которой в том числе совершенно нормально периодически тревожиться, равно как и злиться, грустить, раздражаться, бояться, стыдиться и так далее (список не ограничен).

Комментарии - Анна Короткова, психолог
Экзистенциально-гуманистический психотерапевт

 

2015-03-05
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?