Бывших историков, а уж тем более - культурологов, не бывает. Это аксиома, которая постоянно отдает звонками прошлого, стремлением докопаться до истины, изучить, исследовать, сравнить, постичь...

Тема мошенников, обманутых людей, подскользнувшихся на собственной доверчивости и даже наивности, а вовсе не глупости или, тем более, дурости, сложная, но стремление к справедливости важнее, чем желание казаться лояльной и мягкой.

Проблема обмана и доверия, если присмотреться сквозь призму истории человечества,была актуальна во все времена. 

В частности, рассмотрим такой феномен, как самозванство. 



Феномен этот древний и существует столько, сколько лет и самому человечеству.

В чем основная проблема?
Человек - существо эгоистичное. И в своем эгоизме довольно-таки тщеславное. И если представить процесс движения исторических событий в виде определенного образа, то, боюсь, что первое, что мы сможем представить метафорически - это кровавый дождь...

Вспоминаются строчки из песни ленинградской рок-группы 1970-х "Россияне" и непревзойденного Георгия Ордановского:

В братоубийственной войне 
Кому-то смерть - дорога к славе,
Кого-то ставили к стене, 
Кого-то на кресте распяли.
Кровь людей всех времён 
Пролилась одном дождём.
И вошла в каждый дом 
Несмываемым пятном.
Ну, у кого достанет сил, 
Чтоб этот дождь остановил,
Кто сдернет с черных туч завес, 
Кто нам откроет лик небес.
Женщин вас и мужчин 
Не узнать из-под морщин.
День за днем жизнь пройдёт, 
Посмотрите дождь идёт….

В распрях, войнах одна сторона пытается навязать свои правила игры, разрушить устоявшийся мир и покой, влекомая жаждой наживы, самоутверждения, обуреваемая погоней за мечтой владеть миром ценой самого же мира...Уместно вспомнить и древнекитайского мыслителя Сунь-Цзы, автора бессмертного трактата "Искусство войны", который отметил, что любая "война  - это путь обмана".

Психология обмана весьма многогранна, но от этого не перестает быть менее коварной. 

Вспоминаются картины Смутного времени, XVII века, вошедшего в историю под названием "бунташный". Нищая, истерзанная страна, лишенная политического стержня на рубеже XVI-XVIIвв. испытала на фоне глобального, катастрофического кризиса и феномен самозванства, ставший своего рода вирусом и печально известной "визитной карточкой" нашей истории.

На этом фоне агрессивной выглядела практика самозванства, открывшая новую страницу в истории и обнажив психокультурные особенности русского народа, едва успевшего сплотиться после длительной раздробленности в период формирования централизованного государства под эгидой Москвы и вновь раздираемого внутренними и внешними противоречиями.
Самозванство с точки зрения психологии был, безусловно,  виртуозный и блестяще продуманный обман, погружающий страну фактически в измененное состояние сознания, создавая ему видимость опоры в виде идеи общенационального значения.

Можно услышать множество точек зрения о феномене самозванства как в контексте истории нашей страны,  так и во всемирном масштабе.

Но важнейшим в рамках историко-психологического подхода будет связь самозванства с военным временем, а также с глубоким кризисом во всех сферах жизни общества.

Тем не менее, многие отечественные историки, особенно советского периода, рассматривая этот феномен, отмечают его историчность и невозможность повторения в силу информатизации общества. 

Самозванство, шествуя из века в век, не перестает терять актуальность, однако преимущественно расширяя зону своего влияния по горизонтали, усугубляя кризисные проявления в образовании, в науке, в бизнесе и в обществе в целом.

Помимо пресловутой жажды наживы, желания сорвать большой и легкий куш, используя самовыдвижение под маской, чаще всего, "добродетели", самозванец уверенно использует аудиторию в своих корыстных целях. "Были бы деньги", - рассуждают продавцы интернет-площадок, предоставляя некомпетентным лицам место для сомнительной рекламы тренингов, мастер-классов, семинаров. 
В этом случае уместно говорить о неудовлетворенных амбициях человека,  о его лишениях, которые при выраженной нарциссической доминанте приобретают агрессивный характер в погоне за "успехом" и желанием самоутвердиться, причем, любой ценой. 

Время постмодернизма и постиндустриального общества - это не только торжество свободы и многообразия, но и чудовищного обесценивания профессионализма, неразберихи в области профессиональных компетенций, эпоха двойных стандартов, лицемерия, когда каждый может стать "профессионалом", но при этом не являться таковым.

Наше современное общество знает великое множество случаев, когда самозванцы выдают себя и за Героев различных войн,  и демонстративно присваивают себе награды, выкупая медали и ордена,  тем самым, вводя окружающих в заблуждение и по сути обдуривая государство.



Помимо всего прочего, подобная деформация общественного сознания - это и проявление еще более глубокого процесса девальвации духовно-образовательных и просветительских ценностей на фоне настоящей информационной войны, тех истерических проявлений в психологии и поведении масс,  когда в погоне за престижем, деньгами, а главное, душами, теряются человеческие отношения, уступая дорогу исключительно не по заслугам и уважению, но по ресурсам и финансовым возможностям.

 

Надежда Вячеславовна