Во-первых, сразу надо сказать, чтоистерикане только «женское дело».

Истеричками бывают не только женщины, но и мужчины.

Истерика – это признак неустойчивых границ.

Вспомним, как закатывают истерику своим родителям дети.

Плач, да так, чтобы с надрывом, крики, угрозы, топанье ногами.

 Перед нами истерическая драма.

Что же является причиной такого поведения?

На авансцене истерической драмы – ВЕЩЬ!

Вещь становится главным героем трагедии ребенка-истерика (впоследствии и взрослого).

Возьмем пример детской истерики.



  1. Сцена в магазине, когда ребенок закатывает истерику с плачем, изображая припадок, пугая мать тем, что может нанести себе повреждения и, требуя игрушку, которая ему приглянулась!
  2. Истерика по поводу утерянной вещи: например, девочка потеряла украшение (совсем не обязательно эксклюзивное, таких может быть тысячи на каждом углу за «три копейки») и утерянная вещица связывается с реальной потерей (вещь связывается со значимым объектомилисобытием, например; «когда-то подарила бабушка», которой уже нет в живых, и необязательно это так, история про бабушкин подарок возникает тут же в сознании и звучит как аргумент, ведь поведение истерика должно иметь весомую причину).
  3. Истерическое поведение имеет наследственный компонент: ребенок запечатлевает истерическую реакцию значимого взрослого ( родитель с которым возникает идентификация – в зависимости от возраста, это может быть родитель противоположного пола (3-6 лет) или своего (13-16 лет).

Истерику нужна не какая-то абстрактная вещь, а вполне конкретная, «именно эта»!



В момент, когда вещь утеряна, не куплена, а значит, недоступна, в мозгу начинается «затмение»- включаются в работу подкорковые структуры, эмоции нарастают, а далее уже сознательно (активируются вышележащие отделы)истерикнагнетает трагедию внутри, погружаясь в воспоминания и смещая локус контроля извне на предмет (ВЕЩЬ).

Вещь становится центром сцены, на которой разворачивается драматический театр.

Разыгрываемые сцены могут быть разной силы.

Обычно такой спектакль только угроза, хотя действительно, кажется, что истерик может причинить вред зрителю (обидчику) или себе.

Но эмоциям нужен выход и тогда ребенок или взрослый в состоянии истерики смещает зло на окружающие предметы.

Например, ребенок может разбросать вещи, перевернуть дом «вверх дном».

Хуже, если ребенок из страха перед наказанием не может выместить агрессию (тут полезно хоть грушу поколотить, хоть порвать бумагу, хоть ногами потопать), т. к. в этом случае агрессия направляется на себя: «я плохой», «я недостойный» и т. п.

Важно в такие моменты реагировать спокойно, не давая истерику желаемой реакции. Ведь спектакль на то и спектакль, чтобы были зрители.

Если реакция будет спокойной, нейтральной, то истерика быстро утихнет и разум возьмет верх над эмоциями.

Если же, начинать придавать чрезмерное значение действу – утешать, вступать в полемику, ругать, то это только усилит истерический припадок.

Взрослому (если речь идет о ребенке – неважно реальном или внутреннем ребенке в самом взрослом – в этом случае поможет внутренний диалог) важно отреагировать спокойно, дать время истерику побыть с собой и своими эмоциями.

Позже о них можно будет поговорить, но не о вещи, не о ребенке, а о тех эмоциях, которые им руководили, спокойно попросить навести порядок, т. е. снова призвать на помощь разум, дать понять, что ребенок ценен, обняв, сказав добрые слова, но не покупать свой покой потаканием.

Истерика вещь заразная! Зачатки такого поведения можно наблюдать у младенцев, когда они «капризничают».

Капризы малышей имеют под собой реальные основания, связанные с базовыми потребностями. Причины просты: потребность в заботе («обнимашках»), в пище или сне.

Наверняка многие наблюдали ситуации, в яслях или поликлинике, когда один младенец разражается плачем, а за ним постепенно подтягиваются другие. Возникает цепная реакция.

Такая же цепь нейронных связей однажды возникает в мозге ребенка, а затем и взрослого и попав в подобную ситуацию, он бессознательно включает ту же реакцию

Эту цепь необходимо разорвать, что позволяет сделать осознание в процессе психотерапии.

Например, у взрослых в случае неосознаваемой фрустрации это может проявляться в перестановке мебели, частых ремонтах, переездах, смене гардероба.

Бывает, что такое поведение превращается в болезнь, например шопоголизм.

Женщины чаще склонны к подобного рода поведению из-за физиологической цикличности, но и мужчины не исключение.

Все женщины прекрасно знают, как может утешить новая сумка или пара хороших туфель, но важно вовремя остановиться и главное получить удовольствие от покупки, а не корить себя за нее.

Иногда «вещью» становится человек. В этом случае истерик ведет себя так по отношение к данному человеку как к чему-то, что ему необходимо заполучить любой ценой, но получив свой приз, он может разочароваться, хотя и не сразу, и бросить опостылевшую «игрушку», переключившись на другую «вещь».

Если вы испытываете угрызения совести после приобретения, то вспомните, не похоже ли это поведение на поведение ваших родителей или ваше.

Может быть один родитель вас баловал, а другой ругал и теперь внутри вас, после сделанной покупки в вас включается второй родитель.

Ребенку трудно понять игры взрослых, особенно когда взрослые себя понимать не умеют.

Человечек растет, а внутри него, хотьциркдавно уехал, резвятся все те же клоуны.



В процессе терапии человек имеет возможность:

  1. Познакомиться со своими эмоциями ближе.
  2. Понять откуда они проистекают.
  3. Научиться отслеживать свои бессознательные реакции.
  4. Осознать их.
  5. Научится контролировать эмоции.

И напоследок, еще один яркий художественный пример.

Вспоминается яркий образ истерички - Скарлетт О,Хары из «Унесенных ветром», которая вцепилась в Эшли словно требовательный ребенок в желаемую игрушку.



Героине понадобилось много лет, чтобы отделить свои истинные чувства от детского желания.

Ярких вам, счастливых и осознанных эмоций!

Сердюк Алевтина
Портал «Клуб Здорового Сознания»
2015 - 2024


Карта сайта

Email:
Связаться с нами