На основе идей З.Фрейда, К.Г. Юнга и Дж. Хиллмана клиническим психологом Стивеном Айзенстатом был разработан авторский метод психологической работы со снами.
Дримтендинг – метод исцеления сновидениями. Согласно Дримтендингу, «сны – это увлекательная живая реальность, которую важно исследовать для углубленного познания себя и решения различных проблем» С.Айзенстат.
Метод исцеления сновидениями, (конечно в рамках аналитической психотерапии, а не как отдельный психологический метод), помогает увидеть другую свою бессознательную реальность, помогает избавиться от ночных кошмаров, расшифровать психосоматические симптомы, разрешить проблемные и кризисные ситуации, раскрыть свой творческий потенциал и взглянуть на мир с новым широким и глубоким видением.
Основная идея Дримтендинга заключается в том, что сновидения – живые, и основная работа сновидца и психотерапевта заключается в работе с живыми образами сновидения (открытие образа, узнавание его, оживление и работа с ним). А далее работа с живым образом продолжается опираясь на ассоциативный метод Фрейда, метод амплификации Юнга, концепцию анимации Хиллмана и Вудман.
Эти три основные техники для работы со сновидениями имеют свою иерархию: ассоциация, амплификация, анимация.
Ближе всего к Эго ассоциации – это связь живого образа сновидения с какими-то событиями, чувствами, идеями или эпизодами из жизни, которые приходят в голову. Почему именно этот образ появился в сновидении подскажет вам ваше личное бессознательное.
Продвинуться глубже позволяет метод амплификации – это соотнесение живого образа сновидения с символами, архетипами, образами из мифологии, сказок, литературных произведений и других форм культуры. Почему амплификация глубже? Потому что уже затрагивает уровень коллективного бессознательного.
И анимация, которая является основой Дримтендинга. Анимация предполагает работу с образом «здесь и сейчас», а не с прошлым как в ассоциации, и не в уходе в мифологию как в амплификации. Мы, с помощью воображения, рассматриваем образ сновидения как реальное живое существо, следим за его действиями здесь, представляя, что у этого образа есть собственная жизнь.
Чтобы научиться работать с живыми образами и вступить в мир живых сновидений, Стивен Айзенстат предлагает четыре условия, которые необходимы, чтобы научиться слушать сновидения:
- относиться ко сну сновидчески, то есть, не логически - не оценивать и интерпретировать образ, а отнестись к нему с любопытством, как встрече с чудесным интересным и в настоящем
- включить телесное осознавание, то есть, чтобы прочувствовать образ настраиваемся на терпение и уделяем особое внимание телесным ощущениям
- присутствовать здесь и сейчас, то есть настроиться на настоящее, не позволять мыслям и ощущениям метаться между прошлым и будущим
- применить ко сну позицию незнания, то есть, не пытаться рационализировать, распутывать узлы, а позволить сновидению оставаться таинственным, чудесным или даже странным
Эти условия позволяют образам сновидений жить и раскрываться, и можно прийти к осознанию, что у сновидений есть душа.
Попробовав работать со сновидениями, сначала своими, потом своих клиентов, я стала более внимательно относиться к образам сновидений. Перестав сразу расшифровывать и интерпретировать образы сновидений, я смогла научиться видеть их живыми, узнавать их и принимать их живое присутствие в реальности. И именно тогда, когда я стала обращаться с ними как с живыми образами, они стали открывать мне свои тайны, появилось понимание и видение их в новом свете.
Сегодня методы работы со сновидениями широко используются в практике аналитических психологов, психоаналитиков и методы работы с живыми образами сновидений
«заставляют нас представить, каково это: жить в мире, где все существа и явления – одушевленные живые образы в великом Сне Мира». Стивен Айзенстат.
В статье использованы материалы из книги С. Айзенстат «Дримтендинг. Метод исцеления сновидениями».