В традиции дзен буддизма существует серия коротких стихотворений, сопровождающихся картинками, иллюстрирующими этапы постижения практики, ведущей к просветлению. Так называемые "10 быков дзен".

1. Ищу быка
2. Напал на след быка
3. Заметил быка
4. Ловлю быка
5. Приручаю быка
6. Еду на быке домой
7. Забыл о быке, остался сам
8. Забыл и о быке, и о себе
9. Достиг истока
10. Вернулся с дарами в мир

Стало интересно дать психологическую трактовку этих историй, которые по сути отражают собой различные состояния сознания или внутренние ресурсные состояния. В традиции дзен принято толковать картинку быка как изначальную природу человека, а каждую картинку - как этап практики медитации.

По моему мнению, эти 10 картинок дзен, изначально пришедшие из традиции Даосизма, могут помочь проиллюстрировать этапы развития психики в русле индивидуации. 

На первой картинке, начало поиска быка, мне видится эго, уже прошедшее стадию инфляции и пришедшее к пониманию своей отделенности и отчужденности от изначальной природы, из которого эго возникло. Назовём эту природу юнгианским термином Самость.

Если на стадии инфляции эго не отделяло себя от самости (бессознательное отождествление, эго еще слабо развито или не развито) и не осознавало себя отдельно, то стадия отчужденности, или преживание "темной ночи души", привели его к пониманию этой отдельности, а потом и к желанию вернуться обратно. Можно и внутренний конфликт, и его преживание, передставить как отправной этап стремления к возвращению в ресурсное состояние "без конфликта".

Итак, чувствуя отдельность, эго неосознанно начинает стремиться "вернуться в эдем" искать внутреннюю целостность. Первая тенденция такого поиска - во внешнем мире, затем они постепенно углбляются. Эти поиски, своеобразное выстраивание оси Эго-Самость изображены, на мой взгляд, в 10 быках дзен.

Сначала у эго появляется импульс найти что-то, что вернет ему гармонию и целостность. Это состояние эго ищет вовне, возникает экстравертивная установка найти что-то такое, что сделает счастливым. В картинках дзен, образ этой идеи представлен быком. На мой взгляд, в данном контексте, бык - это идея, к которой стремится эго. Символ быка - это и удовлетворение потребности в еде, и средство передвижения, и тот, о ком нужно проявлять заботу и т.п., и постепенно образ этой идеи видоизменется, так же изменяются потребности и самоощущение человека.

2-3 картинки быка показывают как изменчива эта идея - то человеку видится хвост, то спина, каждый раз он наделяет образ своего счастья новыми качествами.

На 4-5 картинках эго уже почти нашло то, что дает ему состояние гармонии и есть ощущение, что источник целостности и счастья найден, и что им можно пользоваться, или, по аналогии с ресурным состоянием - вызывать его по своему желанию (6 картинка). Но при этом бык, как внешнее средство, еще остается, а значит присутствует необходимость в какой-то технике вхождения в ресурсное состояние. Предполагаю, что на этом этапе человек может наделять внешний объект сакральным смыслом и верить, например, что источником его внутреннего состояния  служит что-то внешнее.

7 картинка - разочарование в идее, в костылях внешних объектов и отождествления с ним. На этом этапе эго вдруг осознает силу, находящуюся не вовне, а "внутри". Что источник ресурсного состояния - сам человек, а не то действие или отношения, которые вызывали в нем это состояние. Цитатка в тему из Библии - "Ибо Царствие небесное внутри Вас Есть".

8 картинка - Забыл и о быке, и о себе - в даосской тадиции считалась финальной. Предполагаю, что это может быть достижением состояния, в котором эго чувствует что растворяется в Самости, уповает на нее и разрешает ее управляющему принципу регулировать свою жизнь. В христианстве аналогия - "Я ничего не творю сам от себя если не вижу Отца творящим". Т.е. есть эго, которое осознало, что есть сила в психике, большая, чем оно само, и что эта сила его питает, ведет и дает внутренний комфорт и покой. И тут идет тенденция - раствориться в этом, трансцендентироваться.


Поэтому в 8 картинке нарисован круг. Это и переживание связи с целостностью и единство верхнего и нижнего, и стремление отдаться этому чувству, забыв о себе.

В чем нахожу интересность идей дзен-буддизма - он идет еще дальше, в такие состояния, которые и описать словами нельзя, и, возможно, в которые даже С. Гроф не погружался, и Трансперсональная психология с ними, возможно, не знакома.

Интуитивно, девятая картинка о том, что дуальность пропадает не только во внутреннем переживании, но и отражается в восприятии окружающего мира, и распространяется вовне, сводя на нет деление на внутреннее и внешнее.  

Если вернуться в начало, то эго, изначально стремившееся к отделенности от Самости, развилось сознательно, приобрело опыт и разум, искало связь с самостью, и снова слилось в Единое, образовав "Эго-Самость", но уже с полным осознанием и себя и связи с Самостью.

И 10 картинка "просветленный на рынке" - как раз олицетворяет способность взаимодействия с внешним миром, без потери внутреннего ощущения связи с Самостью, без потери внутреннего ресурсного состояния сознания. В этом символе выражается способность делать привычные дела, выполнять обязанности, находясь в состоянии внутреннего комфорта, распространяя его на все, с чем  человек сталкивается в мире.

И разумеется, внутренних конфликтов у такого человека уже не будет, а скорее всего и конфликтов с внешним миром тоже.

А для желающих помедитировать, например, с целью урегулирования внутренних конфликтов, есть такая возможность: Медитативные практики

Оригинал статьи: http://goodworkstudios.ru/

2016-10-19
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?