В своей публикации я не претендую на какую-то истинность, можно сказать, что это мои свободные ассоциации на тему трансформации мифов в течение времени и появления новых героев в культуре и искусстве, отражающих вечные внутренние конфликты человеческой психики.

Не берусь анализировать всю бондиану, использую лишь последние ее эпизоды с участием Дэниэла Крейга, потому что, на мой взгляд, этот новый Бонд стал более психологизированным, авторы  больше раскрывают нам  внутренний мир и личность самого героя.

Мне кажется, что герой Джеймса Бонда может быть хорошей иллюстрацией к теме эдипального героизма, Бонд - современный Эдип. Что же такое эдипальный героизм?

Психоаналитики считают, что в период прохождения Эдипова конфликта каждый ребенок получает нарциссическую рану от того, что понимает – он лишний в любовных отношениях своих родителей, он не может быть полноценным участником их романа, и по этой причине он чувствует себя изгнанным и отвергнутым. Это очень мощные непереносимые чувства, избавиться от которых можно при помощи разных психологических защит, например,  вытеснения или компенсации. Бессознательная установка при такой компенсации: «Мне никто не нужен, я сам все могу лучше всех, и всем это докажу».

Давайте попробуем рассмотреть героизм Джеймса Бонда через призму этой идеи.

Итак, что мы знаем о его детстве: он рано осиротел, снежная лавина убила его родителей (на символическом уровне может быть, что это его зависть и злость к любовной жизни матери и отца  разбили его эдипальную иллюзию, и он вместе с этой иллюзией уничтожил репрезентацию родительской пары в своей психике).

  В эпизоде «Скайфолл» нам  зачитывают его психологический профиль: «Алкоголизм. Патологическое отрицание авторитетов на почве глубокой детской травмы» (вспоминаем бессознательную установку). Всю свою жизнь Джеймс строит маниакально, он постоянно на грани, постоянно ею рискует, потому что чувствует огромную вину за разрушительные чувства к родителям, за свои эдипальные желания, и хочет получить за это смертельное наказание. Он выбирает такую работу, из-за которой невозможны близкие отношения с кем бы то ни было. Все женщины, к которым он привязывается, погибают, причем по-настоящему привязаться он ни к кому не успевает, то есть отношения похожи на  нарциссический кокон - быстрое сильное слияние, но времени и возможности для проникновения во внутренний мир друг друга нет, только секс.

Вся его психическая история строится вокруг идеализации фаллического (маниакального) и «всемогущей независимости».  Опять же, всех своих возлюбленных он должен спасать, этот сценарий тоже может быть иллюстрацией идеи Фрейда о том, почему у многих мужчин есть фантазия "спасать" своих женщин, которая тоже связана с эдипальными переживаниями. Похоже, что Бонд  так сильно боится женщин, что может только подчинять их с помощью секса, и больше никак с ними взаимодействовать не умеет. Здесь можно думать о его гомосексуальной тревоге, нарочитое влечение к женщинам скрывает его бессознательное влечение к мужчинам. И эта латентная гомосексуальность скорее всего не столько нарциссического типа, как влечение к себе подобному, сколько проявление огромной тоски по отцу, по хорошей мужской фигуре, с которой мальчик может идентифицироваться.

 Во всей истории есть только одна, влюбленная в него всю жизнь женщина, секретарша Маннипенни, которая помогает ему и заботится о нем, но с ней у него нет никаких отношений. В последней части, которая называется «Спектор» у зрителей вроде бы появляется надежда на то, что у Бонда случатся длительные полноценные отношения. Его новая возлюбленная Мадлен задает ему, можно сказать, психотерапевтический вопрос: «А ты не пробовал остановиться?», и этот вопрос очень пугает Бонда, потому что он понимает, если он остановится, маниакальные защиты ослабнут, и он рухнет в свою нарциссическую депрессию.

Интересно, что именно тогда, когда у зрителей появляется  фантазия о том, что, вот, теперь  Бонд начнет обычную человеческую жизнь, фильм заканчивается, и продолжения не будет. А это значит, что не будет больше грандиозности, приключений и славы, а будет обычная жизнь. И возможно, произойдет переход от опасности, угрозы и вечной борьбы-бегства к  соблазнительности, поиску пары, игре и творчеству. Но многие «эдипальные герои» ни за что не могут смириться с такой перспективой, и посвящают свою жизнь тому, чтобы показать всему миру справедливость своей бессознательной установки: «Мне никто не нужен, я сам все могу лучше всех, и всем это докажу!»

2016-02-01
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?