Эксгибиционизм как перверсия чаще встречается у мужчин.

Наверное, практически каждая женщина сталкивалась в своей жизни с таким явлением, когда, прогуливаясь по лесу, замечала мужчину, который из кустов демонстрировал ей свои гениталии. Женщин, которые бы выбегали из леса, показывая проходящим мужчинам свою вагину, я ещё не встречала.

Однако есть замаскированные виды эксгибиционизма, когда потребность демонстрировать своё обнажённое тело прикрывается родом деятельности (натурщица, стриптизёрша, проститутка).

В обыденной жизни эксгибиционизм может проявляться в стремлении носить откровенную одежду, мастурбировать перед своим партнёром, снимать себя на видео или фотографировать в обнажённом виде, ходить по дому голым, посещать нудистские пляжи, заниматься сексом в общественных местах, в провоцирующем сексуальном поведении.

Эксгибиционист испытывает возбуждение от того, что его голое тело разглядывают, удовольствие от произведённого эффекта и адреналин от чувства опасности, непредсказуемости реакции.

Эксгибиционизм выполняет нарциссическую функцию, удовлетворяя потребность эго в тщеславии, превосходстве, власти, антидепрессивную, как способ эмоциональной разрядки, а также выступает способом получения внимания.

Эксгибиционист нуждается в демонстративности. Эта черта присуща истерическим (театральным) личностям.

В ситуации психотерапии истерические пациенты часто прибегают к сексуальным провокациям, соблазнению.

В ходе своих наблюдений, психоаналитики пришли к выводу, что в основе такого поведения лежит страх перед представителями противоположного пола, когда женщины испытывают страх перед мужчинами, мужчины – перед женщинами в результате неразрешённого эдипального конфликта – у девочек – с отцом, у мальчиков – с матерью.

Для истерических личностей характерны такие основные виды психологических защит, как репрессия, сексуализация, регрессия, конверсия, диссоциация.

Сексуализация выступает как способ получить контроль над объектом «опасности», соблазнить его, чтобы им управлять или обесценить.

Сталкиваясь с фрустрацией или страхом, истерическая личность также может прибегнуть к регрессии – начать вести себя как капризный ребёнок или ребёнок, который нуждается в том, чтобы его пожалели.

С одной стороны, происходит демонстрация слабости, беззащитности, а с другой – агрессивный сексуальный натиск.

Сексуализация выступает не только как способ совладания с тревогой и страхом, но и как возможность психологической разрядки.

Когда человек не может свободно реализовать какие-то свои потребности, они начинают реализовываться сами по себе, стихийно, вне его контроля, «обходным» путём. Например, нереализованная потребность во внимании, признании может проявляться в эпатировании окружающих, скандальном поведении, репрессированные (вытесненные) сексуальные фантазии будут воплощаться в замаскированной перверсии, моральном садизме, расщеплении личности, когда человек совершает противоречивые поступки, но те, которые вызывают у него чувство вины, забывает, диссоциирует.

Вытесненные либидинозные страхи, вина могут соматизироваться. Например, страх перед сексом может приводить к психогенной импотенции у мужчин или вагинизму у женщин.

В истории психоанализа описано много случаев конверсионного невроза как, например, «перчаточный» паралич, когда у женщины онемела кисть руки по причине испытываемой вины за онанизм.

Среди истерических личностей много ипохондриков, которые постоянно жалуются на какие-то недомогания, которые возникают как защита от стресса или как способ получить внимание, сочувствие.

Стремление к эпатажу, как и эксгибиционизм, подпитываются реакцией на него окружающих и произведённым эффектом.

При организации личности, близкой к невротическому уровню, эксгибиционизм воплощается в фантазиях, проговаривании, в бытовой реализации. При пограничном и психопатическом уровнях субъект идёт дальше, не ограничиваясь мыслительным процессом.

Очень часто истерических личностей, особенно пограничной организации, тянет совершать асоциальные поступки или общаться с социопатами.

Например, мужчина может связать свою жизнь с алкоголичкой, а женщину всегда будет тянуть к бывшим заключённым или отбывающим срок.

Через социопата такой человек может реализовать свою потребность во власти, насилии, распущенности, ощущая некую сопричастность ко «дну» жизни, но при этом оставаясь невиновным.

Подобную тягу к социопатическим личностям питал и Достоевский, описывая аморальные поступки людей и циничные преступления. До сих пор доподлинно неизвестно, был ли классик причастен к совращению малолетней девочки или это был вымысел или история, услышанная от кого-то и описанная им в главе «у Тихона» в романе «Бесы».

Через сопричастность к социопатам истерические личности получают возможность сублимировать свои собственные неблаговидные и даже преступные наклонности.

Сублимация эксгибиционизма может происходить через творчество, когда художник демонстрирует зрителям своё эпатажное произведение. Сальвадор Дали, например, был мастером эпатажа. Вызывает эпатаж и картина Гюстава Курбе "Происхождение мира".

За вытесненными эротическими потребностями эксгибициониста часто стоят такие чувства как вина и стыд. Есть большая вероятность, что в раннем возрасте будущий эксгибиционист подвергался осуждению, стыжению за мастурбацию или другие сексуальные проявления или тема секса в его семье была под запретом и осуждалась, имел место психологический или сексуальный инцест.



Елена Буркова