Что такое логотерапия и с чем ее едят

  Опытный и зрелый специалист, будь то психолог или психотерапевт, не может быть носителем и реализатором одной какой-либо психологической или психотерапевтической методики. Со временем у специалиста расширяется его собственный кругозор и вырабатывается свой собственный «почерк». В частности, мы начинаем более глубоко понимать развитие того или иного индивида, более детально изучаем его биографию. Мы не столько «видим» симптомы и синдромы заболевания, сколько вникаем в суть не только эмоциональных переживаний, но и в мировоззрение индивида. Проникаем в глубины личности. И в этом нашем более глубоком проникновении в сущность человека нам помогает наследие выдающихся наших предшественников. Таким Человеком и Психологом был Виктор Франкл.    

        Виктор Эмиль Франкл, психотерапевт, был тем самым человеком, который с 1942 по 1945 годы познал на самом себе все ужасы пребывания в нацистском концлагере за свое еврейское происхождение. Это он, сумевший и в тех страшных условиях сохранить свое человеческое достоинство, собственную жизнь и жизнь других людей, написал книгу «Психолог в концлагере (1946 г.), которая разошлась по всему миру на разных языках общим тиражом в 2,5 миллионов экземпляров. Именно там получил проверку и подтверждение его взгляд на человека.

   В нацистском лагере можно было наблюдать и удостовериться в том, что противостоять, казалось бы, неумолимому року в лице палачей и их машины уничтожения, не умереть преждевременно от депрессивного паралича своей воли и апатии, а, наоборот, достойно использовать все возможности, чтобы выжить, - все это и многое другое оказалось под силу только тем людям, которые не потеряли надежды на спасение. Они знали или верили, что есть некая задача, некая цель, которые ждут своего решения и осуществления.

     Другими словами, выжить и помочь в этом другим смогли те, кто не утратил смысл своего существования и человеческого предназначения.

     В основу термина положено древнегреческое слово «логос» - смысл, призванное подчеркнуть, что сущность этого психотерапевтического метода заключается в оказании помощи пациенту в поиске и обретении им смысла собственной жизни.

     В.Франкл, побывавший в послевоенные годы во многих странах в 50-60 г.г., впитав в себя информацию о душевном состоянии широких масс населения, обнаружил, что множество людей утратило смысл жизни, а это чревато распространением неврозов и депрессивных состояний.      

         Это он говорил: «В конце концов, в задачу логотерапии не входит давать ответы. Ее действительная роль – скорее роль катализатора»    

В основу теории и практики логотерапии входит ряд философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека. Рассматриваются также механизмы развития личности в норме и патологии и способы коррекции аномалий в развитии личности.

 

     В теоретическом здании В.Франкла можно выделить три основные части:

а) учение о стремлении к смыслу; б) учение о смысле жизни; в) учение о свободе воли.

     Стремление к поиску, настоятельная потребность в реализации человеком смысла своей жизни – это врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям. Оно же является основным двигателем поведения и развития личности. Из жизненных наблюдений, клинической практики и разнообразных эмпирических данных Франкл заключает, что для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл и видеть перспективу, которые определяют его поступки. Даже самоубийца верит в смысл – если не жизни, то смерти. В противном случае он не смог бы шевельнуть и пальцем, чтобы реализовать свой замысел.

   Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Именно этот вакуум является причиной, порождающей в широких масштабах специфические «ноогенные неврозы», распространившиеся после второй мировой войны в странах Западной и Восточной Европы и в еще больших масштабах в США. Надо отметить, что некоторые разновидности таких неврозов, например, «невроз безработицы» были описаны еще раньше.

     Итак, основной тезис учения о поиске смысла звучит так: человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным.

   Далее. Учение о смысле жизни констатирует тот факт, что смысл в принципе доступен каждому человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и даже религиозных убеждений.

     При этом надо подчеркнуть, что нахождение смысла – это вопрос не познания, а призвания (в смысле жизненного призыва). Не человек ставит вопрос о смысле своей жизни – жизнь ставит этот вопрос перед ним. И человеку приходится ежедневно и ежечасно отвечать на него - не словами, а действиями. Смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в объективной действительности. Именно поэтому смысл выступает для человека как императив, требующий своей реализации.

     Никто не может открыть тому или иному индивиду, в чем смысл его собственной жизни. Он сам должен его постигнуть. Ориентиром для него

может стать целый комплекс позитивных (!) ценностей, которые выработало человечество в своем историческом (социальном) развитии.    

     Ценности - это смысловые универсалии, являющиеся результатом усвоения и обобщения закономерностей, вытекающих из типичных ситуаций в истории общества.

     В частности, выделяются три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения.    

     Говоря более доступным языком, ценности, которые реализуются в продуктивных творческих действиях, являются созидательными. Они направляют мысли и чувства, доставляют удовлетворение, придают жизни творца позитивный смысл. Разумеется, одновременно или последовательно, кроме ценностей творчества, индивид, может ощутить удовлетворение, реализуя и другие ценности. Например, лишенный радости творческого труда, человек обращается к ценностям переживания. Они проявляются в большей восприимчивости к явлениям окружающего мира, - например, в благоговении перед красотой природы или произведений искусства. Часто недооценивают всей полноты тех ощущений, которых приобретают люди благодаря этим ценностям. Наивысший смысл каждого данного момента человеческого существования определяется просто интенсивностью его переживаний, и не зависит от какого бы то ни было действия. Огромным позитивным смыслом в жизни обладает любовь.   Любовь - одна из величайших ценностей из сферы переживания, способная придать индивидуальной жизни глубокий смысл. Ибо, по мнению В.Франкла, любовь - это взаимоотношения на уровне духовного, смыслового измерения, переживание другого человека в его неповторимости и уникальности, познание его глубинной сущности.

     Но бывают ситуации, когда невозможно реализовать ни одну из перечисленных ценностей. Но есть и третья группа ценностей, осуществление которых может придать смысл жизни даже в самых неблагоприятных условиях (заключение, плен, тяжелая, неизлечимая болезнь). Обращение человека к этой группе ценностей позволяет ему коренным образом изменить свое отношение к факторам, ограничивающим его жизнь. Именно реакция человека на такую, казалось бы, безнадежную ситуацию, открывает для него принципиально новый вид ценностей, которые, без преувеличения, можно отнести к разряду высших ценностей. Таким образом, даже очевидно скудное существование, - существование, бедное в отношении и созидательных ценностей, и ценностей переживания, - всё же оставляет человеку последнюю и в действительности высшую возможность реализации ценностей. Ценности подобного рода В.Франкл обозначает как ценности отношения. Ибо действительно значимым является отношение человека к судьбе, выпавшей на его долю. То, как он принимает тяготы жизни, как несет свой крест, то мужество, что он проявляет в страданиях, достоинство, которое он выказывает, будучи приговорен и обречен, - всё это является мерой того, насколько он состоялся как человек.

     Франкл говорит: «Как только список категорий ценностей пополняется ценностями отношения, становится очевидным, что человеческое существование по сути своей никогда не может быть бессмысленным. Жизнь человека полна смысла до самого конца – до самого его последнего вздоха… Он в ответе за реализацию ценностей до последнего момента своего существования. И пусть возможностей для этого у него немного – ценности отношения остаются всегда доступными для него».

       И далее: « Таким образом, и в нравственной сфере подтверждается тезис о том, что быть человеком, - это значит быть сознательным и ответствен-

ным».

              Экзистенциальный анализ, проводимый психотерапевтом (логотера-

певтом) в отношении какого-либо человека или пациента, опирается на определенную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, выясняет механизмы развития личности в норме и патологии, пути коррекции аномалий в развитии индивида.  

   Его можно также определить следующим образом: это анализ бытия, человеческого бытия, бытия в широком смысле слова, включающего в себя осмысление жизни отдельного индивида в контексте жизни человеческого сообщества, мотивированного не только телесными или эмоциональными потребностями и влечениями, но и высшими, духовного уровнями интересами и стремлениями.

   Он распространяется на человека во всей его целостности, которая носит не только психофизически – организмический, но и духовно - личностный характер.

     В те или иные периоды жизни может наступить кризис.

   Экзистенциальный вакуум означает не просто утрату интересов, депривацию, тупиковую ситуацию, душевную пустоту или «скуку» в житейском смысле слова. Это стойкая утрата индивидом жизненных ориентиров и, главное, смысла собственного существования. Глобально приостанавливается динамика жизни, в том числе и в духовной сфере. Сказанным не исчерпывается понятие экзистенциального вакуума.

     Экзистенциальная фрустрация возникает именно в результате того, что не реализуется человеческое стремление обрести смысл собственной жизни. Неважно, сразу человек осознает эту потребность или не осознает вообще. Стремление к поиску и реализации смысла своей жизни В.Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям. Это и является основным двигателем поведения и развития личности.  

   Логотерапия не просто опирается на экзистенциальный анализ. Они динамично взаимосвязаны. В процессе логотерапии расширяется и углубляется экзистенциальный анализ.  

   Вспомним основной тезис психологической закономерности о стремлении к смыслу: человек стремится обрести смысл своего существования и ощущает фрустрацию или вакуум, если эта тенденция остается нереализованной.

   Изучая наследие В.Франкла, мы сталкиваемся с рядом терминов, которые нуждаются в переводе на общепонятный для врачей и психологов язык.

     Расшифровка термина «интенциональность»

   Вот как Франкл разъясняет его смысл: «Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю». Для выражения этой закономерности В.Франкл вводит термин «интенциональность». В отечественной психологии также рассматривается закономерность, указывающая на роль предметной деятельности в становлении личности (А.Н.Леонтьев).

« Интенциональная, предметная направленность человека, творящего себя самого в процессе свободной деятельности, являющейся связующей нитью между субъектом и миром, - таков общий пафос экзистенциального анализа Франкла и деятельностного подхода А.В. Леонтьева» (Вступительная статья Д.А.Леонтьева к книге В.Франкла «Человек в поисках смысла», 1990 г., стр. 20).

   Как уже указывалось выше, В.Франкл считает, что даже самоактуализация, в понимании Маслоу, не является конечной целью человека в его поиске смысла жизни. Это всего лишь «побочный» продукт, это непреднамеренное следствие интенциональности человеческой жизни. В этом же аспекте и высказывается Карл Ясперс: «Человек становится тем, что он есть, благодаря делу, которое он делает своим».

     Далее. Самоосуществление, реализацию возможностей нельзя представлять себе как самоцель. И только человеку, утратившему действительный смысл своей жизни, осуществление себя видится не эффектом, а целью. Другими словами, существование, которое имеет целью не логос, а самое себя, не попадает в цель. Но оно так же не попадает в цель, если, имея целью логос, оно не трансцендирует самое себя.

     Интенциональность относится к сущности человеческого бытия, а трансцендентность – к сущности смысла и ценностей.

     Феноменологическая школа тоже говорит об «интенциональности» когнитивных актов. Но оно, с точки зрения В.Франкла, составляет лишь один аспект более широкого человеческого феномена, - самотрансценденции человеческого существования.

     Рассмотрим и другие понятия, встречающиеся в философском мировоззрении В.Франкла.        

     Самотрансценденция – сущность существования. Феномен самотранс- ценденции человеческого существования Франкл считает фундаментальным для понимания человека.

     За этим понятием стоит тот факт, что человеческое бытие всегда ориентировано вовне на нечто, что не является им самим, на что-то или на кого-то. Другими словами, самотрансценденция выражаетсяв постоянном выходе человека за пределы самого себя, в направленности его на что-то, существующее вне его.

   В частности, самотрансценденция означает стремление не только к смыслу, который ждет осуществления, но и к другому человеку, на которого перенесены внимание, забота, любовь и многое другое хорошее из арсенала человеческих чувств. Это тоже в определенной ситуации становится смыслом жизни индивида.

     Самоотстранение выражается ввозможностичеловека подняться над собой и над ситуацией, посмотреть на себя со стороны.

   Эти две способности – самотрансценденция и самоотстранение – позволяют человеку быть (не абсолютно, а в определенных пределах) самодетерминирующимся существом; механизмы этой самодетерминации принадлежат к ноэтическкому измерению человека.

   Ноэтическое измерение, согласно представлению В.Франкла, относится к высшим, духовным структурам человеческой личности.

    Человек свободен благодаря тому, что его поведение направляется,

прежде всего, ценностями и смыслами, определяемыми этим измерением. Ноэтическое измерение не подвержено давлению детерминирующих воздействий со стороны более «заземленных» факторов, например, таких как влечения и даже моральные нормы. Человек позволяет или не позволяет себе быть ими детерминированным.

 

Если мой взгляд на мир и психологические проблемы Вам импонируют, войдите в мой сайт и передайте его адрес другим. Сайт вызывается через Гугл: Doctor-Kraitserov.UMI.RU

Портал «Клуб Здорового Сознания»
2015 - 2024


Карта сайта

Email:
Связаться с нами