Экзистенциальный кризис или как выйти из темного леса, на примере «Божественной комедии» Данте.

👁 28

Любой экзистенциальный кризис рождается из длительных заблуждений и самообмана.   Отсутствие элементарных знаний о самом себе, своих ценностях, потребностях, смыслах приводят нас  к смятению и тревоге.  Как сбившийся с пути путник, мы потеряны в теменном лесу собственных переживаний, объяты страхом и чувством беспомощности.

Такое  состояние описывает итальянский поэт и мыслитель Данте Алигьери  в Первой песне своей Божественной комедии, где он сам, является главным героем:

На полпути земного бытия,

Утратив след, вступил я в лес дремучий.

Он высился, столь грозный и могучий,

Что описать его не в силах я

И при одном о нем воспоминанье

Я чувствую душою содроганье.

Ужаснее лишь смерть бывает нам;

В первых строках поэмы автор погружает читателя в  яркий образ тех ощущений, которые испытывает человек, находясь в состоянии глубокого  кризиса.  Здесь лес – изображается, как непреодолимая преграда для света. Это место тьмы и страха. Та точка в жизни героя, где  нет контакта со средой, где он не видит выхода и только мысли об отсутствии смысла, о невозможности найти себя, только тревоги о будущем и сожаления о прошлом, как колючие ели нависают над ним своими тяжелыми кронами. Давят, заставляя, сутулится и сжиматься.

Именно таким: сутулым, зажатым,  опустившим голову входит в кабинет психолога пациент, испытывающий кризис. Его жалобы, как правило, описывают следующее: отсутствие радости, апатия, не желание заниматься привычной деятельностью, ощущение бессмысленности происходящего. Все в его жизни  мрачно, дождливо, бесцветно.  Отсутствие света и яркости, сумрак, давящие, непреодолимые обстоятельства внешнего мира– вот, тот лес, путь из которого пациент не способен найти самостоятельно. Отчего так происходит? За ответом обратимся к  Данте. 

В Божественной комедии, оказавшись в ситуации кризиса, герой вдруг видит холм, за вершиной которого неожиданно забрезжили спасительные лучи солнца. Он рад этому явлению и уже наметил путь, ведущий к свету. Цель видна и он стремится к ней. Однако, желанную дорогу преграждают три свирепых зверя: рысь, лев и волчица. Эти три образа были для Данте олицетворением трех зол – сладострастия, гордыни и алчности. Именно они встали на пути к достижению цели. В отчаянии и беспомощности герой поэмы возвращается в лес, оплакивая свое несбыточное счастье.

На примере Данте,  психолог просит  пациента назвать тех зверей, которые,  по его мнению, являются преградой для выхода из его внутреннего кризиса. Он задает вопросы о том, что, по мнению пациента, является причиной его бед, что мешает справляться с проблемами?  Каковы эти  звери, чем страшны они и почему преодолеть их так сложно? Получив ответы на поставленные вопросы и психолог и пациент начинают делать первые шаги на пути поисков выхода из «леса». Однако, не будучи способным справиться с самим собой, не имея сил вступить в контакт со своими переживаниями и чувствами, пациент, после определения проблемы, вновь возвращается к деструктивным когнициям,  подобно Данте, возвращающемуся  к месту своих страданий.  Он разуверился в собственных силах и ждет помощи. Что же происходит дальше?

В поэме, так же как и в отношениях между пациентом и психологом происходит нечто неожиданное. В темном лесу, где нет ни зверей, ни птиц, никого, кто мог бы скрасить одиночество героя, вдруг появляется человеческая тень.  И первое слово, которое произносит поэт, обращаясь к тени это: «Miserere!», что означает – помилуй, иначе, это может переводиться, как: спаси! В одном этом слове, автор заключил такой надрывный крик души, изнемогающей от страданий, который способен понять лишь человек, испытывающий столь же тягостные духовные муки.

…Пока к долине я свергался темной,

Какой-то муж явился предо мной,

От долгого безмолвья словно томный.

Его узрев среди пустыни той:

"Спаси, - воззвал я голосом унылым, -

Будь призрак ты, будь человек живой!"..

 

С таким призывом обращается пациент к психологу. Он демонстрирует это телом, мимикой, тембром голоса. Встреча с неизвестной тенью - это этап принятия решения: просить ли помощи? Сам возглас: «Miserere!» - это осознанный шаг обращения к психологу.

Наконец, в жизни заблудившегося, появляется надежда на благоприятный исход ситуации. В то же время ему интересно, кто скрывается за личиной тени? Именно в этом месте возникает вопрос о том, насколько важно для героя, кто оказался с ним в лесу? Кто станет его будущим помощником и путеводителем?

Проводя некую параллель между поэмой Данте и психотерапевтической работой,  я  размышляю над вопросом: какую роль в деле сопровождения пациента к преодолению кризиса играет  личность психолога, его внутренние качества, ценности, интересы и смыслы? Ответ на этот вопрос я нахожу в продолжении поэмы.  Неизвестной тенью, явившейся Данте в лесу стал дух языческого поэта Вергилия, которого сам автор считал примером мудрости и поэтического мастерства, обладающим глубокими познаниями в области мироустройства. Его творчество  названо не только одним из самых почитаемых в древности, но и пророческим. Выбор Вергилия в качестве проводника не случаен. Будучи поэтом, герой доверяет тому, с кем он идентичен, кто является для него примером, в чьей душе он чувствует знакомые нотки, похожие на его собственные. Для творческого становления Данте Вергилий является такой же фигурой, какой является  А.С.Пушкина для  русских литераторов.  Ведущим фактором становится и  то, что поэт бесспорно лучше поймет такого же, как он сам.  Уверенность в этом  лежит в основе доверия героя.

Иногда психолог может поинтересоваться, с каким известным человеком идентифицирует себя пациент? На кого хотел бы быть похожим? Кого он считает примером для подражания? Такие вопросы помогают психологу выявить те качества, которым импонирует его подопечный. Продуктивным психотерапевтическим отношениями становятся те, в которых пациент уверен в том, что психолог мудрый и всезнающий человек, способный оказать квалифицированную помощь. Ирвин Ялом в своей книге «Дар психотерапии» утверждает, что большинство пациентов  не хотят видеть перед собой сомневающегося, испуганного, слабого человека, похожего на волшебника Изумрудного города, оказавшегося самозванцем.  Положительный опыт тот, в котором психолог,  являясь тем самым проводником,  демонстрирует максимальное присутствие, приятие и включенность. Если же в нем обнаружатся качества, обозначенные пациентом, как вызывающие расположение, то такой психотерапевтический союз имеет все шансы на успешную и результативную работу.

Следующий этап в работе психолога – это планирование и структурирование сессий. Джудит Бек в книге: «Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям» рекомендует подробно и понятно объяснять пациенту цели и методы работы. Рассказывать о том, как будет проходить терапия, для того чтобы он мог лучше представить себе процесс.

Так у Данте Вергилий описывает тот путь, который предстоит преодолеть герою по дороге  к свету. Он говорит о том, что прежде, чем войти в рай, необходимо спуститься в глубины самого ужасающего места – Ада, где они встретятся с существами, олицетворяющими худшие пороки человечества. И лишь пройдя все инфернальные круги, преодолев чистилище, поэт будет готов увидеть то, что скрыто за райскими вратами.

…Последуй же поэт,

За мною ты, я – твой путеводитель,

И вечности увидишь ты обитель;

Услышишь в той ужасной стороне

Стон грешных душ, метущихся в огне..

…Но если ты захочешь вознестись

В тот светлый мир, в сияющую высь-

Есть существо, пределов совершенства

Достигшее, которому я сам

Тебя у врат небесных передам.

         Первая песнь Божественной комедии завершается словами:

…И он пошел и я вослед за ним.

 Мы видим, что герой  полон решимости преодолеть все преграды, но во второй песне происходит то, что в психологии принято называть сопротивлением. Данте вдруг отказывается идти, сомневаясь в успехе  и в собственных силах. Его пугают грядущие испытания, и он, как будто, готов остаться в кошмарном лесу:

…И так в уме я изменял решение,

Которое созрело у меня…

Так же и пациенты, узнав о том, к какой работе необходимо готовиться, на какие вопросы отвечать, в какие теневые области своего сознания придется заглядывать, вдруг отказываются от терапии. Рождается сопротивление. Их жизнь перестает казаться такой уж ужасной. Они находят множество причин для избегания психотерапевтической работы. Возникает вопрос, что делать психологу, как помочь пациенту осознать необходимость продолжения работы?

В подобной ситуации, в поэме Вергилий находит необходимые аргументы для убеждения Данте. Он начинает свое повествование со слов:

«Не так ли день от дня,

Мы подвигов из трусости и лени,

Стараемся, где можно, избежать?

Не так ли зверь своей страшиться тени?»

Далее Вергилий рассказывает герою историю о том, как он появился  в лесу. Ожидая суда среди прочих духов, тень Вергилия услышала призыв прекрасной девы. Это была Битриче. Находясь в Раю, она узнала от святой Луции о том, что Данте грозит гибель. В свою очередь Луция, одна из самых почитаемых святых во Флоренции, была послана к Беатриче Богородицей, обеспокоенной судьбой поэта. Таким образом, Вергилий убедил Данте, что в преодолении трудного пути он не одинок, его  незримо сопровождают те, кто заботиться о нем. Это подкрепило уверенность Данте в себе и своих возможностях. Он поверил в то, что поставленная  цель будет достигнута. Услышанная информация стала ресурсом, на который поэт мог опереться.

…Ты мужество внушаешь мне опять.

Мой славный вождь, наставник, повелитель!

Отныне воля нас одна ведет.

Ты будешь мне во всем руководитель.

Так я сказал, и он пошел вперед,

А вслед ему лесистою тропою

Пошел и я уверенной стопою.

Поиск ресурсов – важная часть психотерапевтического процесса. Найти их поможет конечная цель работы. Исходя из цели, определяются ресурсы для ее достижения.  Ресурсами могут быть люди, увлечения, события, все, что несет в себе заряд энергии и радости для пациента. Те элементы его жизни, при воспоминании о которых он испытывает приятные чувства, ощущает спокойствие, защищенность, умиротворение.

Итак, заручившись доверием,  узнав о непреодолимых преградах, определив ценности и стремления, обозначив цель и найдя необходимые ресурсы, пациент в сопровождении психолога отправляется в неизведанный путь самопознания.  Так начинаются его первые шаги по тропе, ведущей прочь из   «леса» экзистенциального кризиса  к вершине холма, за которым восходит солнце.



 

Мельник Наталия
2018-09-17
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?