Эрос загадочный. 3. Сублимация

                                                                                                   Георгий Сергацкий

                  (Из книги «Изнанка любви, или Опыт трепанации греха...»)

 

                                                                                             

                                                                              Поэт не может взяться за перо,

                                                                              Не разведя чернил тоской любовной.

                                                                                                                         У. Шекспир

                                                                                                                                                             

                                                                              Эрот – великий бог, которым люди  

                                                                     восхищаются по многим причинам.

                                                                                                                               Платон

 

       Сублимация сексуальных инстинктов, считал  Фрейд, послужила главным толчком для великих достижений в западной науке и технике. «Многие ценные для нас культурные завоевания были достигнуты за счет сексуального влечения» (З. Фрейд). «Либидо поддается сублимации, механизм которой, несмотря на все усилия Фрейда, все еще остается таинственным» (А. Секацкий).          

     «Гениальность зависит главным образом от энергии» (М. Арнолд). «Эротическая энергия – вечный источник творчества». «Со стихией пола связаны глубокие противоречия человеческой природы. Человек испытывает унизительное рабство пола. Пол терзает человека и порождает многие несчастья человеческой жизни. Но вместе с тем с полом связана напряженность жизни, энергия пола есть энергия жизни и может быть источником творческого жизненного подъема. Бесполое существо есть существо пониженной жизненной энергии. Половая энергия может переключаться, отделяться от специфических половых функций и направляться на творчество. Это даже есть один из путей преодоления рабства пола. Эротическая энергия может быть источником творчества».

       «Любовь есть не только источник творчества, но и сама любовь к человеку есть творчество, есть излучение творческой энергии. Любят ни за что. Любовь есть благодатная излучающая энергия. Величайшая тайна жизни скрыта в том, что удовлетворение получает лишь дающий и жертвующий, а не требующий и поглощающий» (Н. Бердяев).

        «В этой Вселенной единственным шансом укрепиться в сознании, зафиксировать в ней свои дерзновения является творчество. Творить – значит жить вдвойне... Творчество есть требование единства и отрицание мира» (А.Камю). «Только в творчестве есть радость – все остальное прах и суета» (А. Кони). «Творчество! Вот великое спасение от страданий, великое облегчение жизни» (Ф. Ницше), «начало, дающее человеку бессмертие» (Р. Роллан). «Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить» (Н. Гоголь). «Творчество – это не просто наивная детская и юношеская непосредственность; она непременно должна соединиться со страстным желанием взрослого человека – желанием жить после смерти» (Р. Мей).

      «Все подлинно гениальное – эротично!» (О. Вейнингер). «Поэтический дар есть духовное половое влечение» (Ребейн). Леонардо да Винчи месяцами сознательно сублимировал свою сексуальность в творчество. «Пушкин не написал бы и четверти своих произведений, если бы был холоден и равнодушен к женщинам...» (Б. Вышеславцев).

      «Чем были бы живопись, скульптура и поэзия без половой основы? В любви (чувственной) они приобретают тот пыл фантазии, без которого немыслимо истинное творчество, и в пламени чувственных ощущений они сохраняют свой жар. Вот почему великие поэты и художники являются чувственными натурами» (Р. Крафт-Эбинг). «Мужчины создают на порядок больше произведений живописи, музыки, и литературы... чем женщины, и создают их обычно в молодости. На этом основании можно предположить, что художественное, музыкальное и литературное творчество преимущественно играет роль брачных ритуалов» (Д. Миллер). «У нас создается впечатление, что болезненные состояния передают своим владельцам некоторые элементы оригинальности, творческого разнообразия. Может быть, дерзко говорить о том, что творческие оригинальные личности черпают свои силы в защите против таких сексуальных элементов, которые нарушают равновесие их либидо и провоцируют страх и тревогу.

       Вероятно, самые прекрасные произведения искусства и литературы есть результат терний, через которые прошли их авторы, сражаясь с натиском либидинозных сил, оставшихся от ранних фаз».

      «Мы, конечно же, не пойдем ложной дорогой, взяв за основу этой проблемы аффективную эволюцию индивидуума, т.к. каждый человек имеет эволюцию, свойственную ему одному, для трудность заключается в том, чтобы найти способ выявления таких факторов, которые выстраивают мозаику одной конкретной личности. Подводными камнями в эволюции структуры личности являются те факторы, что с самого детства представляют угрозу аффективной жизни индивидуума. Аффективные травмы – это факторы, накладывающие особый отпечаток на характер.

       В течении своей аффективной эволюции ребенок уже в раннем возрасте терпит некоторые лишения, которые материнская любовь учит его принимать. Чтобы приспособиться к требованиям жизни в обществе, он вынужден подавлять в себе инстинктивные тенденции и заменять их удовольствиями другого плана.

      Он перемещает силы своего инстинкта в интеллектуальную, духовную, художественную и общественную области, т.е. он совершает сублимацию. Именно в этот период жизни он и создает основу своей личности.

     «Юность – время неведения. Бушующие гормоны и повышенная сексуальность порой затуманивают разум, но одновременно и обостряют его, благодаря жизненно важной потребности в новых идеях. Именно потому, что юность является критическим периодом, в это время можно с огромной скоростью поглощать по-настоящему серьезные и содержательные идеи. Лично мне они были нужны не меньше, чем еда, питье и секс» (Ж. Парис). Психическая структура индивидуума включает в себя «Оно», т. е. инстинктивные тенденции, «Я» – фактор сознания и «Сверх-Я» – моральные директивы. Равновесие личности зависит от связи между этими тремя факторами. «Я» – фактор регулирующий, удерживающий равновесие, позволяющий одной части инстинктивных тенденций реализоваться, а другую часть ведущий к сублимации, он же и смягчает слишком суровые требования «Сверх-Я», играющего превалирующую роль в структуре личности» (С. Моргенштерн).

       «Во всей мировой литературе я знаю только один сюжет: жил-был мужчина, и жила-была женщина, и они любили друг друга» (Д. Джером). «Искусство эротично по своей природе. Это доказано характером художественной литературы и кинопродукции. 90 % всех романов, всех произведений лирической поэзии, 99 % всех фильмов и спектаклей – произведения, связанные с удовлетворением сексуальных потребностей. С древнейших времен и до настоящего времени любовь была и осталась главным предметом и символом творчества» (И. Гарин). «Секс является интернациональным языком. Сексуальный инстинкт – компонент всеобщего инстинкта самосохранения – также ответственен за достижения человека в науке, искусстве, литературе и музыке. Они представляют собой вдохновенные сублимации сексуального импульса.

      Так как любовь и секс тесно взаимосвязаны психологически и физиологически, то исследование сексуальной патологии неизбежно ведет к более глубокому постижению психологии человеческого поведения в целом» (Ф. Каприо).

     «В соприкосновении полов, в их влечении друг к другу лежит великая тайна жизни, тайна творчества» (П. Успенский). «Гений есть половое цветение души» (В. Розанов). Женщина «лучше всех видимых вещей помогает сделать шаг от жизни тела к жизни души» (Новалис). «Если бы Господь Бог не создал женских грудей, то я не стал бы художником. И вообще я рисую пенисом» (О. Ренуар).

      У Вышеславцева эрос представлял собой путь духовного восхождения и преображения. «Подобным же образом сублимируют свою энергию ученые, работающие над важными проектами» (К. Имелинский). «Половое воздержание способствует творчеству» (С. Агарков). И наоборот, «... семяизвержение ведет к остановке мысли» (М. Элиаде). Оргазм – «явно ощутимый провал в сознании» (З. Фрейд). «Вчера ночью у меня во время сна случилась поллюция, а это значит, что теперь я целых две недели не смогу придумать ничего путного» (О. Бальзак). «Рисование и секс несовместимы. Секс расслабляет мозги... Если мы хотим проявить себя в своей работе как настоящие мужчины, мы должны ограничивать себя и не заниматься сексом слишком много» (В. Ван Гог).

       Известен эксперимент Шопенгауэра – поддастся сексуальному раздражению, чтобы затем резко на пике его усиления свернуть его на умственную работу. Выводы не заставили себя ждать. «В дни и часы когда всего сильнее проявляется сладострастие, ...пламенное вожделение, именно в такое время готовы к наиболее интенсивной деятельности величайшие силы мысли, а также и познания... Это видно на особенно выдающихся людях. В течении этих часов живешь больше, чем за годы пассивного состояния» (А. Шопенгауэр).

       «По результатам наблюдений английских психологов, присутствие на работе красивых, в меру обнаженных женщин буквально окрыляет мужчин. У 60% заметно расширяется обыденный лексикон (то есть в общении они начинают употреблять редкие для себя слова, что говорит о мобилизации интеллекта). Практически у 100% повышается концентрация внимания, ускоряются реакции центральной нервной системы. Все это положительно сказывается на работе» (Спид-инфо). Как известно, в геронтологии метод мобилизации ресурсов престарелого организма за счет лицезрения в больничной палате красивых девушек – медсестер, одетых в стиле «секси», – применяют для ускорения выздоровления. «Если старая дева держит собаку, а холостяк коллекционирует табакерки, то первая замещает компаньона в браке, а вторые выражают его потребность во множестве завоеваний. Каждый коллекционер замещает собой Дон Жуана» (З. Фрейд).

       По-пастырски. «Эта энергия должна претерпеть превращение, должна перестать быть собственно половой, превратиться в другой, высший вид энергии. Должен произойти тот таинственный процесс, который называется обыкновенно «сублимацией», тогда через это претворение одного вида энергии в другой человек достигает подлинного творчества, подлинной гениальности» (А. Жураковский).

        По-научному. «Все величайшие достижения человеческой культуры обязаны своим существованием неспособности сексуального влечения достичь полного удовлетворения. Сублимация сексуального влечения становится источником вершин культуры. Если бы люди могли получить полное сексуальное удовлетворение, прогресс человеческой культуры был бы невозможен. Что бы тогда побуждало людей?» (З. Фрейд). «Конечно, я прекрасно сознаю, что Фрейд считал, что «стремление к совершенству, наблюдаемое у меньшинства людей», можно понять «совсем легко как результат подавления инстинктов». Но, помимо того факта, что такая «сублимация» + духовное означает нечто, совершенно отличное от «генезиса» духовного, как раз восхищение Фрейда и есть духовный акт. Проблема духа, вообще, – это не проблема происхождения, или генезиса, но содержания. Именно «содержание», которое приобретает подавленное в своем возвращении, определяет ценность человека и степень, в которой мы восхищаемся им» (Л. Бинсвангер).

 

2017-02-17
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?