Моя клиентка, проходившая психоаналитическую терапию на протяжении двух лет, неоднократно упоминала роман Каверина «Два капитана». Постепенно пришло понимание, что это не случайно, что что-то в этой книге резонирует с какими-то её внутренними содержаниями. Это могли быть фантазии, установки, образы, ситуации, сценарии… Анализируя роман, она осознала собственную фантазию, которая запускала её нежелательное поведение, рождающее болезненные чувства. Под этой фантазией скрывалось желание непозволительное и отвергаемое. Так её любимый с двенадцатилетнего возраста роман стал дорожкой к выявлению причин её проблемы.

     Каждый из нас знакомится с различными литературными произведениями, кинофильмами, спектаклями. Некоторые из них становятся для нас любимыми или отвергаемыми, приносящими массу эмоций. Есть и те , к которым мы возвращаемся снова и снова. Некоторые книги становятся настольными, какие-то мы храним много лет, какие-то зачитываем до дыр и берём с собой даже в поездки. Есть произведения, сопровождающие нас только в определённый период жизни, а потом мы о них забываем и появляются другие. Наш внутренний мир, его содержания откликаются ,иногда входят и в резонанс с ситуациями, героями, их чувствами, иногда с тем, что мы «видим» между строк в этих произведениях.

     З. Фрейд любил с юных лет художественную литературу. В его трудах упоминается очень много писателей, поэтов, философов и их произведения. Он часто обращался к творчеству Шекспира, Гёте, Гюго, Данте, Гейне и многих других. Из русской литературы предпочитал Пушкина, Толстого, Достоевского, Лермонтова, Мережковского. В книге В.М. Лейбина приводится факт, что Фрейд считал Дмитрия Мережковского одним из самых талантливых в России писателей. В его трилогии «Христос и Антихрист», где в одной из частей он говорит о жизни и творчестве Леонардо да Винчи, побудило Фрейда к психоаналитическому исследованию жизни великого учёного. В 1910 году вышла работа Фрейда «Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве». У Фрейда в библиотеке был многотомник Ф.М. Достоевского. Он ни раз упоминал его произведения в своих научных работах. А роман «Братья Карамазовы» считал

«самый грандиозный роман из когда-либо написанных, а «Легенда о Великом Инквизиторе» - одной из наивысших достижений мировой литературы, которое невозможно переоценить».

     Ещё один интересный факт из жизни Фрейда, описанный в учебном пособии по психоанализу В.М. Лейбиным. Фрейд ввёл в оборот «Эдипов комплекс». А ещё будучи гимназистом на экзамене ему достался перевод с греческого языка отрывка трагедии Софокла «Царь Эдип». Чрез много лет, когда он проходил учёбу у Шарко в Париже, он смотрел известную по тем временам постановку этой трагедии в театре.

     «Двенадцать лет спустя, излагая результаты самоанализа в письме Флиссу, Фрейд упомянул «Царя Эдипа», а в «Толковании сновидений» дал развёрнутую трактовку трагедии Софокла. Позднее его размышления о «Царе Эдипе» переросли в концепцию Эдипова комплекса, которая стала сердцевиной психоналитического понимания неврозов, развития человека и культуры».

     В психотерапии наши клиенты часто обращаются к различным произведениям, стихам, фильмам и даже анекдотам. Часто это происходит тогда, когда невозможно говорить о своём, что аффективно или не допустимо внутренней цензурой. Ассоциативно эти пустоты могут заполнятся тогда «чужим»: воспоминаниями книг, литературных героев, мультиков… И это материал для анализа и исследования. Наш внутренний мир реагирует на творчество других, эмоционально откликается и резонирует. Непросто так нам что-то нравится, запоминается, становится любимым, иногда как верный спутник сопровождает по жизни. Возможно в этих творениях есть то, что сокрыто внутри нас. Понимая и анализируя их, мы можем лучше узнать себя.

2016-08-11
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?