Эссе на тему "Феноменология гештальт-подхода"

👁 32

Еду в поезде из Минска. Легла, пытаюсь заснуть, ан не тут- то было.

Феноменология гештальт-подхода или феноменология контакта?

Что- то интересненькое! Как это мне удалось запомнить слово «феноменология» и халатно отнестись к другой составляющей заданного эссе.
Ладно, с него и начну, то есть с «феноменологии». В слове, похоже, два корня - «феномен» и «лог», плюс «и», плюс» окончание «я».

Итак, феноменология- это феномен и логические измышления, теории, концепции, мировоззрения и т.д- все, что в себя включает наука. То есть наука о феноменах. Ага. Это мне уже ближе. Часто мастерские и программы создаю таким образом. Беру интересующий меня феномен и хожу вокруг него и около, осматриваю, внимаю, пробую на вкус, на чувствование. Так с «одиночеством», »свободой», «близостью», «любовью» знакомилась. Все, как в слове – феномен + логика и Я. Вот. Феномены всегда обладают важностью, значимостью, эмоциональной заряженностью.
Впрочем, более академичным языком сказано у Лены Калитиевской:

«Все, что существует, происходит является некоторым феноменом. Феномены изменчивы по своей сути, содержанию, они ограничены и имеют обыкновение появляться и заканчиваться. Феномены связаны с определенными чувствами, это то, что небезразлично человеку».

То есть феноменология контакта это не диагнозы, не штампы, а процесс творческий. Контакт зависит от двух людей, а часто и от большего количества, и вот тогда и происходит проявление, выражение данного человека, вместе со всей его феноменологией. Надо понимать, что у встречного человека это процесс происходит одновременно.
Что касается феноменов гештальт-подхода, я пока путаюсь, могу и методы и техники написать. Придется читать, внимать тренерам и участникам группы. Может, в поезде статей начитаюсь …

Лень победила меня лишь на время, побегав по городу, берусь за учебное пособие. Балюбаш, Лебедева.
Итак, Наталья Лебедева и Елена Иванова.

Любопытно.
Слово «феномен» принадлежит Платону. Он написал свою знаменитую «Диалектику», где основой явилось сопоставление двух больших групп явлений: феноменов ноуменов.
«Феномен- это видимое, внешнее явно доступное наблюдениям субстанция. Ноумен- идея, которая лежит в основе каждой вещи, в основе каждого феномена. Это скрытая, во многом непознаваемая, его идеальная сущность. Ноумен, согласно Платону первичен по отношению к феномену и является его причиной, а феномен только отражение».
Ух ты, здорово! Что-то метафизикой запахло! Прочитать Платона!
Читаю в учебнике «Феноменология-метод, практический подход в работе с субъективными переживаниями. Мы наблюдаем феномены в процессе их изменений, и подчас нам бывает важнее особенности того, КАК существует, изменяется и исчезает данный феномен, чем то, ЧТО именно он из себя представляет»/

Франц Бретано «Сознание не работает регистратором, оно как маяк направленным пучком света выхватывает из темноты окружающего то одно, то другое. Выхватывает направленным вниманием только те феномены, которые в этот момент ему зачем-то нужны, зачем то созвучны».
Стало быть, любое восприятие субъективно, и истина всегда рядом. Субъективны и все концепции, с помощью которого сознание опосредует наблюдения.

Макс Шелер создает феноменологию чувств и говорит о том, «что сколько не наблюдай внешние проявления чувств другого, сколько не изучай закономерности связи между чувствами и мимическими реакциями или другими их проявлениями, все равно никогда не поймешь другого человека в точности так, как он проживает это. Только через симпатию, интуицию, через собственную эмоциональность, через тот резонанс, который у меня возникает, поскольку я тоже человеческое существо, я могу понять чувства другого. Но никогда не идентично тому, что проживает этот человек».
Как вывод- наблюдение феноменов собственного существования в связи с процессом, происходящим с другим человеком, позволяет мне сориентироваться в том, что с ним происходит.

Мартин Бубер вводит непосредственно в феноменологию контакта. «я-ты», «я –оно».
«Я-ты»- целостно и неисчислимо, это чистое бытие. Относится к сфере духовного, к таинству. Это истинный диалог, но при наступлении слияния познания уже нет. Без «я-оно» нет накопления опыта. «я-оно» относится к миру материальному, к материальным объектам, их степени и количеству.
Здесь очевидна невозможность существования одних отношений отдельно от других, как в любой системе противоположностей.
Итак, феноменология гештальт-подхода:
-акцент на видимом, явном, очевидном ( очами видимое)
-признание субъективности этого так называемого очевидного;
-внимание, интерес к уникальности себя и другого и уникальности переживаний;
-ориентация на процессуальные феномены «как, а не что и почему»;
-диалог с переходом от «я-ты» чувствующего к «я-оно» наблюдающему.

Кстати, процесс познания, осуществляемый мною сейчас, является феноменологическим?
И тогда феноменология по поводу феномена «феноменология гештальт- подхода» это более высший логический уровень? Или что?

Получается мое присутствие, cпособность к мышлению, описанию явлений - уже создает ряд феноменов. Из хаоса мыслей или безмолвия, из ноуменальной сущности, из бессознательного проявленная мысль ( точнее осознанная) уже является феноменом, как таковым.
Одно мое существование уже как ноуменально, так и феноменально.
Ах! Здорово- то как! Момент целостности, чистоты бытия первозданного, истины.
Ух! Дух захватывает!
Глаза слезятся…

Место со-прикосновения, острота момента.

Пауза.
НУ, здравствуйте, вот и я.

Феноменология контакта с собой на листке бумаги завершена. Происходила на основе феноменов гештальт-подхода.
Конечно же, это субъективная штука. Хотя…
Как же диалектичность мира: единство-множественность?

«Смотрящий, да увидит, имеющий уши, да услышит».
Что-то библия в ход пошла.
Ну, ты, мать, даешь! Творишь!?
Это ж почти девиз для гештальт-терапевтов:
«Опирайся на то, что видишь и слышишь. Сосредоточь свое внимание на процессе, что происходит и как»

Остановлюсь. А то феноменология по поводу феноменологии может оказаться длиною в мою жизнь.

психологическое консультирование по скайпу.
Скайп psihologgoroda
Login:
Доступ к интересной информации по практической психологии здесь
-на сайте b17.ru

2011-11-14
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?