Вопрос 1. Соотношение бессознательного и вытесненного.

Для начала следует задаться вопросами, что же такое бессознательное и что такое вытесненное? Бессознательное — это большой океан наших страстей, тайных желаний, влечений и мыслей. Но все эти влечения, желания и мысли существуют в бессознательном в виде представления. Представление является своеобразной единицей бессознательного. В этом океане царствуют свои законы, по которым живут эти самые представления. И они именно живут — двигаются, питаются энергией либидо, влияют на всю психическую деятельность человека.

Возвращаясь к определению бессознательного, хочу высказать мысль, пришедшую мне в голову в процессе изучения работы З. Фрейда "Бессознательное".

А мысль моя заключается в следующем: бессознательное дается нам с самого рождения. Я даже предполагаю, что у ребенка, находящегося в утробе матери, уже есть бессознательное. Это предположение становится в противовес мнению, что в бессознательном находятся только вытесненные желания и влечения.

Плавно переходим к определению вытесненного.

Вытесненное — это представление, которое стремилось прорваться в систему сознания, но по определенным причинам ему это не удалось, и оно вынуждено было вернуться в "океан" бессознательного. Таким образом, в бессознательном хранятся представления, которые были у человека с момента рождения (а то и еще раньше), и, собственно, вытесненные представления. И те, и другие представления стремятся прорваться в сознание. И если они преодолеют цензуру, то окажутся уже в другом месте нашего психического, а именно — в системе предсознательного. Оттуда есть два пути: вернуться назад в бессознательное или перейти в сознательное.

Подводя итоги по сказанному, напрашивается вывод, что бессознательное является некоей комнатой в "доме" психического. А вытесненное может блуждать по этому дому, переходя из одной комнаты в другую. В свою очередь, цензура служит дверью между бессознательным, предсознательным и сознательным. Вытесненное представление переходит из одной системы в другую, только если ему удается "открыть дверь" — преодолеть цензуру.

Вопрос 2. Обоснования допущения понятия «бессознательное».

Зачем обосновывать существование бессознательного? Ведь мы не видим его, не слышим и не ощущаем. Тогда как доказать, что оно действительно есть? Попробуем разобраться в этом непростом вопросе.

Итак, мы пришли к выводу, что психическое — это дом, и в этом доме есть 3 огромных комнаты: бессознательное, предсознательное и сознание. Предсознательное служит неким переходом между бессознательным и сознательным​. Объем сознания несколько ограничен. В поле сознания находится только то, что мы испытываем здесь и сейчас — чувства, мысли, аффекты, влечения. Но где находится все остальное? Вероятно, или в предсознательном, или в бессознательном. Что касается предсознательного, то мне кажется, что его объем тоже не очень велик. Точнее представления не остаются там надолго, они как бы дрейфуют то в бессознательное, то в сознание. Представления предсознательного непостоянны.

 Тогда остается один вариант: бОльшая часть того, что не является объектом сознания в настоящий момент, находится в бессознательном. Именно в этом и кроется допущение бессознательного.

Вопрос 3. Многозначность бессознательного.

В чем заключается «многозначность бессознательного»? Как объяснить эту многозначность? Этот вопрос поставил меня в тупик. Мыслей в голове на эту тему вообще не было. Пришлось искать в сети Интернет дополнительную информацию. Многочисленные ссылки не удовлетворили моих запросов. Тогда я несколько раз перечитала главу "Многозначность бессознательного"​.

И вдруг меня осенило: мысль многозначности бессознательного проскальзывает у меня в вопросе 1, когда речь шла о вытесненном. Многозначность бессознательного состоит в том, что в самом бессознательном хранятся как латентные (временно бессознательные) психические акты, так и вытесненные. И латентные, и вытесненные акты кардинально отличаются от остальных сознательных.

И чтобы было легче оперировать с понятиями трех систем психического — бессознательного, предсознательного и сознания, Фрейд ввел буквенное их обозначение. В этом случае система бессознательного обозначалась буквами Ubw; система предсознательного — Vbw; система сознания — Bw. В дальнейшем и я буду пользоваться этими сокращениями, чтобы избежать путаницы.

Вопрос 4. Существуют ли бессознательныые аффекты?

​Начиная разбираться в этом вопросе, я сразу столкнулась с проблемами. Точнее это не проблемы, а скорее всего, переосмысление понятия "аффект". Так как я до этого училась по направлению Психология, в моем понимании аффект — это определенное эмоциональное состояние человека, которое есть в данный момент. То есть, аффект — это чувство. В психоанализе у аффекта совсем другой смысл.

С точки зрения психоанализа, аффект — энергетическая составляющая представления; то, чем нагружено то или иное представление. Аффект всегда сопутствует представлению​. Представления без аффекта нет​.

В свою очередь, аффекта без представления тоже нет;​ но аффект может отделиться от одного представления и присоединиться к другому. Аффект не привязан к тому или иному представлению, он просто его сопровождает.

Аффект всегда подразумевает переживание. Если он переживается, значит он есть. А если он есть, значит он находится в сфере сознания: то, чего нет, не может нами осозноваться. Таким образом, бессознательных аффектов быть не может. Бессознательным может быть только представление.

Путем логических рассуждений я пришла к выводу, что аффект всегда осознается и не может быть бессознательным, а вот представление, которое сопровождает этот аффект, может быть вытеснено и переходить в бессознательное.

Вопрос 5​. Экономический подход к описанию вытеснения.

Этот вопрос также вызвал во мне некоторые противоречия. Для начала определимся, что такое экономика.

Экономика — наука о рациональном ведении хозяйства. Это учение предполагает наличие производства, обмена, потребления чего-либо. В психическом аппарате объектом производства, обмена и потребления является энергия либидо.

Представления, переходя из одной системы психического в другую, несут с собой определенную энергию; точнее эта энергия способствует движению представлений. Эти представления либидозно нагружены. И то, в каком количестве энергия сконцентрирована в представлениях, является сутью экономического подхода в описании вытеснения. Ведь чтобы вытеснить какое-либо представление из сознательного, нужна некая сила, нужна энергия.

И вот это вытесненное представление возвращается в систему Ubw без энергии, ее отняли. Далее есть 2 варианта продолжения существования вытесненного: оно либо лишается предсознательной активности и приобретает бессознательную, либо возвращает ту активность, которая имелась у него раньше.

В возникновении неврозов вытесненное играет самую непосредственную роль.

При истерии страха вытесненное представление трансформируется в страх, в испуг; при конверсионной истерии — в симптом; а при неврозе навязчивости — в различные навязчивые мысли, желания и влечения.

Таким образом, суть экономической модели состоит в том, чтобы определять количественно энергию, которая существует в психическом. Прослеживать ее объем, распределение между системами психического и обмен ею.

 Вопрос 6. Свойства системы бессознательного.

Итак, мы пришли к заключению, что бессознательное есть. Это живая система, живой организм. Следовательно, у него есть свои особенности и свойства. И сейчас мы эти свойства попробуем найти и обозначить.

Во-первых, в системе Ubw существует множество влечений. Все они имеют одну цель — прорваться в сознание. Следовательно, у них есть определенная активность. А если все они активны, то логичным было предположить их столкновение. Но этого не происходит. Влечения не противоречат и не мешают друг другу, не исключают друг друга. Даже наоборот: влечения объединяют свою активность и создают совместную цель.

Во-вторых, процессы, происходящие в системе Ubw, не имеют временной характеристики — они не меняются во временном пространстве.

В-третьих, бессознательное не признает отрицание, сомнение. В этой системе нет каких-то критериев правды или лжи.

В-четвертых, процессы бессознательного почти не связаны с реальностью. Они следуют одной единственной цели — извлечь удовольствие.

В заключении можно сказать, что бессознательное — огромная система психического аппарата, которая живет только по своим законам и не подчиняется никаким другим.

Вопрос 7. Продукты бессознательного.

Бессознательное — это живая система, в ней происходят различные процессы, она функционирует. То есть, бессознательное работает. А если она работает, то логично будет предположить, что в процессе этой работы появляются результаты производства — продукты бессознательного. Но что является этими продуктами? Вот к чему привели меня мои рассуждения.

Бессознательное содержит самые разные представления, эти представления имеют определенную активность, обмениваются своей активной силой и, соответственно, что-то вырабатывают. Я предполагаю, что в результате этой деятельности рождаются бред, галлюцинации, сновидения, оговорки (а вместе с ними описки, очитки, ослышки), фантазии, желания, влечения. Они и есть продукты бессознательного. Также я думаю, что продуктами бессознательного могут быть симптомы при конверсионной истерии, испуг при истерии страха. Но самым главным продуктом бессознательного , я считаю, является слово. Только при помощи слова мы можем все остальные "продукты" понять, осознать. Посредством слова происходит перевод посланий с языка бессознательного на язык сознания.

Вопрос 8. Речь шизофреника и ее отношение к бессознательному.

Согласно психоанализу, в системе Ubw существуют представления предметные, а в системе Bw — словесно-образные. При шизофрении связь между предметными представлениями теряется, то есть теряется она в системе бессознательного.

И чтобы восстановить эти связи, человек заполняет "пустые ячейки", промежутки разорванной системы словами — словесными представлениями. Слово в данном случае служит своеобразным мостом: оно восстанавливает нарушенные связи.

Таким образом, при помощи слов шизофреник пытается осознать те представления, связь которых теряется вследствие процесса вытеснения. Как бы происходит накладывание слов на бессознательные представления. Но это очень сложный процесс.

Поэтому речь шизофреника может понять только психоаналитик. Ни сам шизофреник, ни окружающие его люди не могут объяснить нелепые слова или предложения.

Вопрос 9. Различие сознательных и бессознательных психических представлений.

В самом вопросе кроется разгадка к его пониманию: сознательные представления осознаются, а бессознательные остаются вне сознания. Это предположение выглядит весьма логичным, но несколько банальным и очевидным. А я попробую изложить свое видение этого вопроса.

Первая мысль, которая приходит в голову по поводу различий представлений сознательных и бессознательных — их разная локализация в системе психического аппарата.

Далее мне кажется, что бессознательные и сознательные представления имеют не одинаковую энергетическую нагруженность. То есть, они "дрейфуют" в психическом пространстве с различной активностью. Этим и может объясняться то, почему одни представления проникают в сознательное, а другие так и остаются в бессознательном; или наоборот.

Следующим отличием психических представлений мне видится их разная степень свободы. По моему пониманию, бессознательные представления более свободны, их ничего не стесняет; они подобны той кошке, которая гуляет сама по себе. Сознательные представления имеют меньшую свободу выражения.

Они претерпевают на себе «тормозной» механизм моральных норм, общественного мнения и культуры в целом. Другими словами, бессознательные представления не ограничены в своих движениях, а сознательные регулируются культурой.

Еще одно отличие состоит вот в чем. Как я уже говорила в предыдущем вопросе, представления в системе Ubw являются предметными, а в сознании они предстают как словесно-образные. Таким образом, бессознательные представления имеют только образы предметов. Сознательные представления дополняют образы словами. То есть, суть различия состоит в том, что сознательные представления опосредованы словом.

Манджиева Айта