Эссе по работе Зигмунда Фрейда «Бессознательное»

 

В работе Зигмунда Фрейда«Бессознательное»[1], как и в других его работах 1915 года, разрабатывается Т.н. «первая модель психического аппарата» (другое, более точное название - «первая топическая модель психического аппарата по Фрейду»; топическая, или топографическая - т.е. определяемая топосом, «местом», локализацией того или иного элемента).

Эта модель представлена следующими элементами, выделяемыми Фрейдом в рамках индивидуальной психики: Бессознательное (Бсз), Сознательное (Сз) и Предсознательное (Псз).

Наличие психических актов, объяснить которые можно лишь через другие скрытые от сознания психические акты, является для Фрейда главным теоретическим доказательством существования бессознательного. Все эти психические явления так и останутся непонятными, утверждал он, если мы не перестанем считать, что абсолютно все содержание душевной жизни должно быть пережито сознанием. Так же, как мы признаем наличие сознательных процессов, не переживаемых нами, в другом человеке, мы должны признать и наличие в нас такой части сознания, которое мы не осознаем – бессознательное.

Фрейд рассматривал психику как нечто большее, нежели сфера сознания. При этом бессознательное он трактовал как отдельную от физиологических процессов и поведения человека часть душевной жизни, наполненную представлениями, стремящимися проникнуть в сознание.

Бессознательные процессы всегда первичны. Ни одно слово не произнесется человеком и ни одна идея не появится в его голове, если они изначально не были рождены в бессознательном. Слово, идея, мечта – это всегда лишь формы, в которые облекаются бессознательные чувства. Нам кажется, что наши поступки берут свое начало в наших мыслях, но на самом деле наши мысли уже имеют причину в бессознательном. Человеческая психика подобна дереву, корни которого - это бессознательное, ствол и ветки - сознание, а плоды – это поступки.

Бессознательное - это бездонное хранилище нашей энергии, наших чувств, воспоминаний, инстинктов. Бессознательные силы всегда стремятся вырваться наружу, и если им не удается проявиться каким-либо адекватным способом, то они проявляются как невротические симптомы. Разделение сознательного и бессознательного присуще не только людям с психическими проблемами, но и любому здоровому человеку. Эта диссоциация защищает нас от перегрузки неприятными воспоминаниями. Главная функция нашего сознательного интеллекта заключается в «фильтрации»значительной части воспринимаемой реальности, в особенности внутренней реальности, где нет четких границ между большим и меньшим, важным и неважным, реальным и нереальным.

Революционность подхода Фрейда проявилась в первую очередь как раз в его видении индивидуальной психики; основатель психоанализа представлял ее как расщепленную на две противопоставленные друг другу составляющие – сознание и бессознательное. При этом именно бессознательное выступает в его концепции как центральный, базисный компонент психики, тогда как сознание являет собой лишь своего рода «надстройку» над бессознательным. Сегодня нам подобное разделение (благодаря Фрейду) кажется едва ли не очевидным; но во время появления его работ этот подход казался весьма дискуссионным.

Целью разрабатываемого Фрейдом психоаналитического метода выступает, во-первых, «объявить душевные процессы сами по себе бессознательными» - и, во-вторых, уже на этой основе «сравнить восприятие их сознанием с восприятием органами чувств внешнего мира».

Вплоть до написания Фрейдом цикла работ 1915 года психоанализ отличало рассмотрение психических процессов прежде всего в их динамическом аспекте. Теперь он предлагает принять во внимание также аспект топический, то есть определить «место», занимаемое ими в рамках психического аппарата, «указать, в пределах какой системы или между какими системами протекает любой психический акт».

(Позже, в своей «второй модели психического аппарата», Фрейд вновь вернется к преимущественно динамическому рассмотрению душевных процессов.)

К сфере бессознательного относятся инстинктивные элементы психики, сознанию практически недоступные; бессознательное предстает огромным резервуаром неосознаваемой индивидом энергии, заключающей в себе все вытесненные в течение жизни из сознания, в порядке психологической защиты, травмирующие, пугающие, «недостойные» впечатления и воспоминания. Таким образом, понятие «вытеснение» оказывается ключевым во всей концепции бессознательного.

Фрейд впервые описал этот процесс уже в 1901 г., в своей знаменитой работе «Психопатология обыденной жизни»; в 1915 активно развивает его, например, в специально посвященной этому процессу работе «Вытеснение». Согласно Фрейду,  некоторые человеческие стремления в своем развитии встречают определенного рода сопротивление. Фактически импульс, содержащийся в конкретном влечении, в значительной степени «гасится» противостоящим ему сопротивлением. Цель этого сопротивления – лишить указанное стремление (влечение) присущей ему психической активности и тем самым воспрепятствовать удовлетворению данного влечения.

Суть и задача вытеснения, по Фрейду, - «не в том, чтобы устранить или уничтожить представление, воплощающее в сознании влечение, а в том, чтобы не допустить его до осознания». В этом случае как раз и говорят, что это представление оказывается в «бессознательном».  Однако, даже будучи неосознаваемым, оно продолжает свое воздействие, часто фрустрирующее и патогенное, на индивида; главное же, по мнению Фрейда, свойство бессознательных представлений – в том, что они так или иначе стремятся достичь сознания, выбирая для этого иногда самые неожиданные пути.

Все, что вытеснено, становится бессознательным. Однако обратное утверждение было бы неверным: бессознательное – это не обязательно только вытесненный психический материал, само по себе оно гораздо обширнее, и вытесненное представляет только его элемент – причем, возможно, не самый значительный.

Сам факт, что бессознательное так сложно изучать, вызвал серьезную полемику в научном мире4 очень многие ученые ставили под сомнение само его существование. Фрейд продолжает утверждать, что предположение о бессознательном является необходимым и законным и что у него есть различные доказательства его существования. Самому Фрейду «присутствие» бессознательного в нашей психике представляется бесспорным. Однако, понимая, что другие могут не разделять этой его убежденности, он находит доказательство его существования в том, что «сознание в каждый данный момент охватывает только очень небольшое содержание, благодаря чему большая часть того, что мы называем сознательным знанием, и без того должна продолжительное время находиться в состоянии латентности, следовательно, психической бессознательности».

Фрейд продолжает утверждать, что предположение о наличии бессознательных содержаний в человеческой психике – и даже об их доминировании над сознательными процессами и механизмами - является необходимым и законным. Необходимым - потому что в любом массиве данных, предоставляемых нам сознанием, всегда существует множество пробелов и лакун, причем не только у больных люде, но и у совершенно здоровых,. По меньшей мере некоторые из этих пробелов, также как множество других психических феноменов (например, творческие инсайты) могут быть объяснены только предположением о наличии каких-то механизмов, действующих «вне» сознания.

Кроме того, Фрейд утверждает, что, рассматривая все наши латентные воспоминания (которые, по его мнению, не могут быть просто остатками соматических процессов, но в действительности представляют собой некие «отголоски» процессов психических), отрицать существование бессознательного кажется просто невозможным.

Мы не имеем точного и непосредственного знания об истинной природе этих бессознательных состояний, наблюдаемые нами физиологические или химические процессы также не способны помочь нам обрести это знание; с другой же стороны, Фрейд убежден, что у современной ему психиатрии уже имеется некоторый опыт контакта с такими состояниями и даже их исследования (например, постгипнотические состояния при применении гипноза)

Установив, что вытеснение «работает», не позволяя идее стать сознательной, а не уничтожая ее вовсе, Фрейд продолжает исследовать «бессознательное», где эти идеи и многие другие аффекты продолжают существовать. Однако он сталкивается с неизбежной проблемой - как можно узнать о бессознательном, ведь мы не можем напрямую иметь с ним дело, а только лишь с его продуктами? Решение этой проблемы Фрейд видит в том, чтобы посредством психоаналитической практики наблюдать сам процесс того, как бессознательные представления превращаются в сознательные.

Он приводит две точки зрения на возможные механизмы таких процессов:

  • «сознательная фаза представления означает новую запись на новом месте»;
  • «функциональном изменении состояния».

Первая из них предполагает даже возможность существования одного и того же представления одновременно на двух уровнях (в двух «топосах») психического аппарата.

Эффект психоаналитической терапии как раз и должен быть основан на устранении вытеснения, на «возвращении» вытесненных содержаний в сознание пациента. «В действительности вытеснение уничтожается не прежде, чем сознательное представление, преодолев сопротивление, вступает в связь с бессознательным воспоминанием. Успех достигается только тогда, когда именно это последнее становится сознательным».

Из учения о вытеснении Фрейд приобретает понятие бессознательного, поскольку вытесненное является ярким примером неосознанного в человеке. Бессознательное делится на два вида: доступное для осознания (латентное, скрытое) и недоступное (вытесненное).

Первое бессознательное Фрейд называет предсознательным, из-за его близкого расположения к сфере сознания. Все представления, которые находятся в предсознательном мы, в повседневной жизни, называем воспоминаниями. Мы помним какие-то события прошедших лет и можем рассказать о них, если существует такая необходимость. Нам не нужно ежедневно воспроизводить их в мыслях, чтобы они не исчезли навсегда из нашей памяти. Прошлые события без наших усилий хранятся в сокрытом от сознания виде, но всегда для него доступны. Такие воспоминания не представляют для психоанализа большого интереса, поскольку не влекут за собой серьезных последствий для психической жизни.

Таким образом, первая топическая модель у Фрейда представлена тремя уровнями психического функционирования:

1) Сознание  (Bw, от нем. Bewusstsein; в русских переводах обычно Сз). Фрейд не дает ему точного определения – но, говорит он, мы обычно представляем, что такое сознание: это понятие включает то, что мы постоянно осознаем.

 

2) Бессознательное(Ubw, от нем. Unbewusstes; рус. Бсз) как предпосылка любой психической активности.  В числе главных признаков, характеризующих систему бессознательного, Фрейд называет «отсутствие противоречия, первичный процесс (подвижность активной силы), течение вне времени и замена внешней реальности психической…»

3) Предсознательное (Vbw, от нем. Vorbewusstes) – психические содержания, которые пока не осознаны, но в принципе могут быть осознаны индивидом.

Таким образом, помимо тех представлений, которые легко могут вновь стать осознанными, Фрейд выделяет еще и такие, которые влекут за собой сложные последствия для психической жизни, но сознание не имеет к ним прямого доступа. Они по какой-то причине были отсортированы в памяти так, что найти их без специалиста не представляется возможным. Все эти представления вытеснены из латентной памяти и находятся под защитой сопротивления, которое оказывает пациент во время психоаналитического сеанса при любой попытке врача сделать их сознательными.

 

 

 

Использованная литература

Фрейд З. Бессознательное // Фрейд З.   Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории   психоанализа. - СПб.: Алетейя, 1998. - С. 151–193.

 

[1]Фрейд З. Бессознательное  // Фрейд З.   Основные психологические теории в психоанализе. Очерк  истории   психоанализа. - СПб.: Алетейя, 1998. - С. 151–193.

Татьяна Витальевна