ЭССЕ ПО РАБОТЕ З.ФРЕЙДА

 

                                   "ВЛЕЧЕНИЯ И ИХ СУДЬБА"           

 

Зигмунд Фрейд, среди специалистов известен прежде всего как создатель психоанализа, который оказал огромное влияние на развитие в первую очередь психологии, медицины, социологии и других.

         Для того времени воззрения Фрейда на сущность и природу человека были настолько новаторскими, что на протяжении всей его жизни вызывали не только неподдельный интерес, но и подвергались жесточайшей критике.

         Он заявлял, что поведенческие характеристики человека находятся не под влиянием разума и идеалов, правил приличия, а под воздействием инстинктов, таких как страх смерти, секс [10, с.131-132]. Он представил свои идеи на критику научной общественности, утверждая, что все наши действия основываются на тайных желаниях, комплексах и неврозах. В соответствии с мнением Фрейда человеком управляет бессознательное, сознание здесь играет, по крайней мере, второстепенную роль.

         Фрейд считал, что существует единый перечень врожденных влечений, которые являются общими для всех людей и не поддаются изменению: это влечения жизни, сексуальные влечения, влечения смерти [8, с.71]. 

         Он дал настолько сильный посыл для развития психоанализа и психологии вообще, что до сих пор идут бесконечные споры вокруг его теоретических воззрений [1, с.42]. Тем не менее, любой специалист по психоанализу и психологии упоминает имя Фрейда в своих научных публикациях, что говорит о неординарности его воззрений и влияния на дальнейший прогресс в области психологии.

         В настоящий момент предметом нашей работы является анализ работы Зигмунда Фрейда «Влечения и их судьбы». Изначально в работе рассматривается два влечения – сексуальное влечение и влечение самосохранения. В этих конструкциях он описывает неврозы переноса, психоневрозы. Однако около 1920 года Фрейд несколько реконструирует свою модель влечений, а именно влечения Я и сексуальные влечения. Однако в этой работе им рассматривается первая модель влечений. Вообще, Фрейд такое понятие как влечение характеризует как базисное, основоопределяющее, но в тоже время, не имеющее конкретики и носящее условный характер.

         В этом труде Фрейд рассматривает влечение как процесс определяющий весь психический уклад жизни человека с разных точек приложения [1, с.56].

         С точки зрения биологии, влечения – межграничное понятие между соматическим и психическим и сознанию доступно только опосредовано. С точки зрения психики, влечение можно познать только через аффекты и представления.

         Однако влечений большое количество, но в рамках работы «Влечения и их судьбы» Фрейд говорит об основополагающих по его мнению влечениях – сексуальные влечения и влечения самосохранения, которые управляют человеком на подсознательном уровне [4, с.321].

         Изучая раздражение влечения, он говорит о том, что влечение происходит из внутренней оболочки организма, от него нельзя скрыться, оно имеет сложный и многоступенчатый характер и приходит к выводу о том, что не внешнее раздражение, а именно влечения являются двигателем прогресса.

         В соответствии с этим он вводит такие характеристики влечения как источник, напряжение объект, цель. Без этих характерных особенностей Фрейд не может говорить о влечении, так как они структурируют их. К примеру, напряжение влечения, это практически непреодолимая сила, распирающая организм изнутри, побуждая человека к действиям. Говоря о цели, Фрейд полагает, что она заключается в удовлетворении, которое связывается с ликвидацией раздражения и сопровождается удовольствием.

         Занимаясь исследованием человеческой сексуальности, в том числе и детской, Фрейд приходит к выводу о многообразии целевых установок влечения. Опираясь на такой вывод, он вводит понятие частичного влечения. Также он говорит о наличии сплетения влечений, когда конкретный объект служит для удовлетворения сразу нескольких влечений. По мнению Фрейда, это в значительной степени характеризует наитеснейшую привязанность влечения к его объекту.

         Нельзя не остановиться на судьбах влечения, которые по Фрейду связаны с историей их превращений или трансформаций, которые позволяют ему приобретать новые обертоны и качества. В качестве объекта исследования, приводя сексуальные влечения, Фрейд показывает, что существуют многообразные вариации судеб влечения. В основной своей части это превращение в противоположность [6, с.100-101].

         Обращение влечения в противоположность сопровождается, по его мнению выделением в два разных процесса. Один из них – поворот  влечения от активного состояния к пассивному, второй – обращение  влечения в противоположное. Алгоритм этих процессов Фрейд показывает на противоположных парах: мазохизм и садизм, эксгибиционизм и любовь к подглядыванию. При этом он обращает внимание на то, что при обращении влечения против себя самого происходит смена объекта.

         При рассмотрении вопросов связанных с судьбами влечений, на наш взгляд Фрейд воспринимает их как своеобразное отражение, защитную реакцию против открытого проявления этих влечений.

         По мнению Фрейда рано или поздно происходит вытеснение влечений. Как правило, это происходит тогда, когда удовлетворение влечения носит приятный характер, однако с учетом других требований, возможно бывает и неприятным. То есть, это процесс, связываемый с удержанием в бессознательном, представлений связанных непосредственно с ним.

         Также можно обратить внимание на противоположности любви и ненависти. Для понимания особенностей прохождения процессов Фрейд вводит  три полярности: субъект-объект; удовольствие-неудовольствие; активность-пассивность.

         Таким образом, в работе «Влечение и их судьбы», представленную научному сообществу в 2015 году, Фрейд расширяет свои представления о сущности и природе влечений. Он акцентирует внимание на том, что основополагающая цель влечения, выражается в достижении удовлетворения, при этом ее объектом выступает тот, с помощью которого влечение может достигнуть своих целевых установок, либо конкретной цели.

         В соответствии с взглядами Фрейда влечение находится под воздействием трёх полярностей, а именно: биологической, состоящей из компонентов пассивного и активного отношения к окружающей действительности; реальной, которая, по его мнению разделяется на объект и субъект  (как пример – Я и внешняя среда); экономической, базирующейся на полярности удовольствия и соответственно – неудовольствия [5, с.22-23].

         Что касается непосредственно судьбы влечений, то в соответствии с мнением Фрейда есть ряд предполагаемых вариаций их развития. В частности, влечение может воплотиться в свою противоположность, по принципу: от любви к ненависти или от ненависти к любви. Также влечение может повлиять непосредственно на личность, когда ориентация на объект  может измениться установкой индивида на самого себя. То есть влечение тормозиться и способно отступиться от цели и объекта соответственно. И наконец, вариант предполагающий превращение влечения в сублимацию. Иными словами, меняется объект и модифицируется непосредственно цель, учетом социальной оценки и последствий.

         Также нельзя не отметить оригинальность взглядов Фрейда на мазохизм и садизм в реалиях того времени. В этих явлениях два вида влечения сливаются. Если садизм, это влечение, направленное во внешнюю среду, продуцирует внешнее разрушение, то мазохизм (исключая эротический компонент) создает условия, влечение к саморазрушению. То есть может привести индивида к состоянию неорганического типа – к смерти.

         Вообще теория влечение Фрейда, в свое время вызвала реакцию многих специалистов, однако ее направленность была неоднозначной. Ряд специалистов раскритиковал метапсихологические воззрения Фрейда на влечения человека. Тем не менее, принимая или оспаривая точку зрения научного сообщества на свою теорию, он неоднократно обращал внимание на то, что влечения как область исследования человека и его особенностей, достаточно сложна, в ней трудно ориентироваться и очень непросто найти точки соприкосновения мнений.

         Если обратить внимание на трансформацию взглядов самого Фрейда, то стоит отметить, что в первоначальном варианте, «влечение», как понятие  было внедрено им для того, чтобы можно было различать душевное и телесное. Тем не менее, в последствии ему пришлось говорить о том, что влечения управляют не только психической жизнью, но и вегетативной.

         В конечном итоге, признавая сложность такого понятия как влечения, он выделял их как незаменимое понятие психологии, что влечения и их трансформация – это конечный пункт, который доступен познанию с точки зрения психоаналитики.

 

 

Список литературы

 

  1. Вебстер Р. Почему Фрейд был неправ?: [история ошибки, породившей психоанализ] / Р. Вебстер; пер. с англ. М. Харитоновой. – М.: АСТ, 2013. – 733 с.
  2. Ганцева Е.И. Психоаналитические подходы к пониманию психологических границ личности / Е.И. Ганцева // Журнал практической № 4. – С. 9-14.-психологии. – 2015.
  3. Гуревич П.С. Фрейд конечный и бесконечный // Личность. Культура. Общество. - 2007. - Т. IX. №2. - С. 130-145
  4. Лакан Ж. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (Семинар, Книга II (1954/55)). – М.: Гнозис: Логос, 2009. – 520 c.
  5. Психоанализ Фрейда как рационалистическая концепция. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Филос. 2012. № 3 (18)
  6. Спиркина Е.А. Фрейд - основатель психоанализа (к 150-летию со дня рождения) // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27. №6. - С. 100-103.
  7. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ / З. Фрейд; [пер. с нем. А. М. Боковикова]. – М.: Академический проект, 2009. – 597 с.
  8. Фрейд З. Влечения и неврозы / З. Фрейд; пер. с нем. А. М. Боковиков. – М.: Академический Проект, 2007. – 233 с.
  9. Фрейд З. Влечения и их судьба / Фрейд, Зигмунд. - М.: Высшая школа, 1999. - 428 c.
  10. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа: Сборник. СПб., «Алетейя», 1998. / Фрейд З. Влечения и их судьба. С. 124 – 150.

 

 

 

ТАТЬЯНА ФОКИНА
Портал «Клуб Здорового Сознания»
2015 - 2024


Карта сайта

Email:
Связаться с нами