Один из вопросов, который приходится решать любому психологу ( педагогу, тренеру), использующему или собирающемуся использовать метод кинотерапии - это вопрос о том, какие фильмы выбрать для конкретной работы. Выбор фильмов для кинотерапию под конкретную задачу - это увлекательный и творческий процесс. Фильмотека  современного кинематографапозволяет составить список фильмов для работы практически с любой задачей, с которой может встретиться психолог  в своей профессиональной деятельности. Работая с группой, я не составляю список фильмов заранее, я иду за группой - выбор фильма для очередной кинотерапевтической сессии определяется тем, как развивались события на предыдущей встрече. У каждой группы своя траектория. Например, работая с фильмом "Другой мужчина", одна группа может "посвятить" сессию супружеским отношениям, другая - проблеме психосоматики, третья  сконцентрируетсяна теме принятия и прощения, тогда как четвертая будет работать с темой открытости и доверия в семье. Если в процессе работы группы обнаруживается какая-либо значимая для нее тема, для следующей встречи можно подобрать фильм, в котором эта тема будет центральной, представленной наиболее рельефно. Соответствие содержания фильма жизненным обстоятельствам членов группы - важное условие их активности и вовлеченности в дискуссию.

          Наиболее подходящим для кинотерапии жанром, на мой взгляд, является мелодрама, комедия и драма. Это не означает, что в  фильмах других жанров не содержится ничего, что давало бы повод для напряженной и содержательной дискуссии ( см., например, мою рецензию на фильм "Валериан и город тысячи планет" в группе "Березин С. В. Кинотерапия" ВК), но важно, чтобы зрелищность фильма по своему эмоциональному воздействию не превосходила эмоциональных откликов на смысловое содержание фильма. важной предпосылкой глубокой и динамичной групповой дискуссии является присутствие в фильме "обыденных драм земной жизни". Иными словами, события в фильме должны разворачиваться вокруг "фундаментальных тем человеческого бытия". Что я имею ввиду? 

        Если мы родились и выросли, значит, были люди, которые нас растили и воспитывали. Кем бы ни были эти люди и как бы они к нам ни относились, общение с ними содержало нечто драматическое. Мы так или иначе приспосабливались к жизни с ними. Нередко бывает так, что адаптивные детские стратегии оказываются дезадаптивными во взрослом возрасте. Эти стратегии обязательно проявятся в восприятии , выссказываниях и действиях человека в кинотерапевтической группе. Далее. коль скоро мы родились мальчиками и девочками, у нас есть  (у каждого свой!) опыт осмысления и переживания своего пола, его принятия или отвержения, опыт отношения с противоположным полом в разные периоды нашей жизни. Этот опыт никогда не бывает простым и однозначным. Нередко он носит не только драматичный, но и травмирующий характер. Л.Н. Толстой считал, что самая большая драма человеческой жизни - это драма спальни. В какой-то момент нам приходится осваивать родительский полюс детско-родительских отношений. Уверен, вы понимаете о чем я. "Детей воспитывать, что горькую осину глодать" - восклицает в сердцах героиня фильма "Неукратимая Айрис". Наконец, наступает такой период жизни, когда утрат, потерь и расставаний становится больше, чем приобретений. Конечно, не у свех, и не всегда, но все же... Тяжело расставаться с работой, которой посвятилчасть своей жизни, ("Про Шмидта"), больно расставаться с теми, с кем прожил долгие годы ("Дневники памяти"), трудно примириться с тем, что не замечал или не хотел замечать, когда казалось, что впереди еще вся жизнь. Более полный перечень "фундаментальных тем человеческого бытия"  с развернутой аргументацией можно найти в моей книге "Кинотерапия и кинотренинг. Практическое пособие", вывешенную в документах в группе "Березин С.В. Кинотерапия" ВК. Фильмы, соответствующие названным критериям, обладают значительным потенциалом для развития групповой дискуссии. Обычно, в процессе работы группа не "вычерпывает" всех возможностей, потенциально предоставляемых фильмом. Некоторые темы остаются за рамками дискуссии. Я пришел к выводу , что нет никакой необходимости стремится к обсуждению всего, что есть в фильме. Если какая-то тема , присутствующая в фильме, нашла отклик в группе и вызвала дискуссию, это означает, что в группе есть люди, для которых она актуальна. Когда эта тема будет "проработана" и члены группы, для которрых она актуальна и значима, продвинутся в ее понимании ( осмыслении, переоценке и т.п. ), иными словами, продвинутся в решении своей проблемы проецируемой на эту тему, группа сама перйдет к работе с другой проблематикой. При этом, завершая каждую групповую сессию, я сообщаю группе о том, что осталось "за скобками" нашей работы и что могло бы быть предметом нашей дискуссии. Достаточно часто на следующей встрече участники группы сообщают о том, что самостоятельно, индивидуально или в компании с партнером или с друзьями пересматривали фильм, замечая в нем то, чтоне было замечено ранее. Именно поэтому я, подбирая фильмы для кинотерапии, стремлюсь к тому, чтобы филь был как можно более многоплановым.  

  

2017-10-20
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?