По некоторым моментам наше сегодняшнее общество все больше мне напоминает  средневековое, но не раннее или развитое, а уже позднее, граничащее в области культуры с Ренессансом, собственно, в рамках всемирной истории Ренессанс включается в Средние века.. 


Питер Брейгель. Притча о слепых. 16 в.

Карнавалы, маски,  игры,  антисанитария во всех уровнях человеческого бытия...И необъятное количество фриков, для кого-то "звезд", для кого-то отрепье...Тогда и сейчас... Открываешь ленту новостей на яндексе и вдруг впереди планеты всей новость про некоего Гогена Солнцева или, простите,  Бузову...Я не знаю и не хочу знать о них ничего, но что делают мемы с ними на стенах моих друзей? Я не въезжаю в это и отстраненно смотрю сквозь этот современный театр абсурда.
"Кто эти люди?" и "Почему я вдруг вижу их в новостях?", Что полезного и ценного они сделали для страны и общества?". Какую миссию выполняют?

Такой вот бизнес-фрик...В средние века с этой ролью справлялись разные городские сумасшедшие, придворные шуты...Сейчас быть фриком модно и доходно.

Правда, концепция фрика могла и иногда еще может быть  в ином аспекте.

С английского слово Freak — урод.

В контексте связи со средневековым отношением к уродливому как содержащему именно божественную искру, фрик может означать того, кто говорит голосом Всевышнего. Культ уродливого в средние века был противопоставлен прекрасному. Поскольку одним из ярусов  средневековой парадигмы было парадоксальное убеждение в том, что чем красивее человек,тем извращеннее его душа (геноцид Европы в ходе Инквизиции тому пример, когда красивые женщины объявлялись потаскухами Дьявола и были казнены как ведьмы). В то же время уродливые люди, карлики, горбуны являли собой, с точки зрения Церкви, именно Божий глас и прекрасную душу.
Концептуально же в нашем общественном сознании множество разного рода диспропорций. Фрик-установки проявляются даже на самом примитивно-бытовом уровне. Например, в прямом смысле многие из нас, женщин, идут на риск, отправляясь в салоны красоты на модные нынче "архитектуру бровей" и "наращивание ресниц". Однако далеко не каждая бывает довольна результатом, если говорить о лишенном естественной красоты лица. (Я также один раз решила провести подобную манипуляцию с бровями, после чего испытала катастрофический диссонанс из-за нового образа, восстановив в скором времени свой родной лик).

Если же рассматривать фрик-мышление в более неформальном, не относящемся к широкому формату, явление, то здесь мы можем погрузиться в сложный и многогранный мир неформальной культуры, именно ценностно-ориентированной, культуры, недоступной широкой массе в силу трансляции специфических идей вопреки обществу кича и потребительства.

Выступая проводником авангардных идей, уводящих человека в путешествие по лабиринтам Бессознательного, в сложнейшие противостояния Света и Тени, Добра и Зла, Жизни и Смерти, направляя его к качественному переосмыслению человека как Венца Творения или Исчадия Ада.


 Marilyn Manson

Глубокая философия, обращенная к феноменам андрогинности, связанного с принятием в себе Анимы и Анимуса, женской и мужской природы, к сверхчеловеку, к конфликтности субличностей, образует мощный культурно-аксиологический пласт для размышления и осмысления фрик-образа.

К таким неформальным фрик-проектам можно отнести культовых и уже легендарных Marilyn Manson, Lordi, а также малоизвестный у нас в стране немецкий готический проект - Sopor Aeternus and  The Ensemble of Shadows, который переводится как Вечный сон  и Ансамбль Теней.



Основатель и главное действующее лицо называет себя Анна-Варни Кантодеа (Anna-Varney Cantodea). Здесь используется образ готической женщины или даже андрогина,  обоеполого существа,  повествующего о сложных  вопросах человеческой природы, ее противоречий, склонности к самоуничтожения и тленности бытия.

Своего рода фрик-образ - это довольно-таки частый прием в неформальной культуре не ради денег, но ради проявления своего таланта посредством маски, сложного процесса создания образа, обладающего как притяжением,так и отвращением, отчасти схожий с самоисцелением себя от душевных мук и терзаний.

 

Архангельская Надежда