В середине мая 2018 года я была участницей семинара мексиканской акушерки Анхелины Мартинес Миранда. Она считает себя потомком цивилизации майя и на семинаре щедро делилась своей мудростью – о возрастных женских инициациях, о важности периода беременности и рождения ребенка, о различных состояниях женщины в разные моменты жизни.

Анхелина много говорила про то, что дети не должны играть ту роль, которая для них не предназначена – потому что это может быть причиной их болезней и проблем. Говорила о том, что женщина к 52-м годам становится хранительницей женской мудрости. Если у такой женщины есть опыт материнства, то именно она – та, которая заботится о своих детях.

- А если не заботится? – спросила одна из участниц. – Если есть ощущение, что женщина даже в зрелом возрасте ведет себя как маленький ребенок, то что делать?

Анхелина ответила: «Мамы нужны для того, чтоб заботиться о своих дочерях, а не наоборот». И попросила выйти в круг несколько женщин. Попросила встать их друг за другом: так, чтобы позади стоящая женщина смотрела в затылок женщине, которая стоит впереди нее. И сказала каждой: «за тобой стоит твоя мама, бабушка, прабабушка». У женщины, которая оказалась самой первой, и перед которой не стояло ни одного человека, она спросила: «Где твоя мама?». И тут произошло то, что потрясло многих. Казалось бы, можно так много рассказывать о том, как происходит парентификация, перевертыш ролей, когда ребенок берет на себя родительскую роль, а можно просто вот так наглядно показать. (Парентификация – это ситуация, когда ребенок как бы психологически «усыновляет» или «удочеряет» своего родителя).  Нет, эта женщина не обернулась – хотя именно сзади нее стояла ее символическая фигура матери. Она стала … искать «маму» глазами среди остальных участниц, которые сидели в кругу…  А ведь впереди нее, исходя из логики этой мини-символичной психодраматической сцены, должна стоять не ее мать, а ее дочь… И женщина не смотрит назад, на свою мать. Она ищет материнскую фигуру в своем окружении. И она же может искать эту материнскую фигуру и в своих детях.



Анхелина мягко повернула женщину назад и сказала: «Твоя мама всегда стоит позади тебя».

«Твоя мама позади тебя, но она внимательно наблюдает за тобой. Она позади, и ты теперь совершенно независимая личность. Мамы нужны для того, чтобы заботиться о своих детях, а не наоборот. Важно показывать эту преемственность поколений, преемственность заботы, потому что за нами идут наши дети. И тогда они смогут заботиться о других и о своих детях также».

Ребенок, который рано повзрослел, нередко не радуется взрослению своих детей, а боится его. Потому что теперь он смотрит вперед и на свое окружение в надежде найти свою маму – ведь когда-то в детстве у него этой мамы в психологическом смысле не было. При этом ни маленькая девочка, ни уже повзрослевшая дочь никогда не сможет удовлетворить тоску своей матери по материнской любви. Потому что это запрос внутреннего ребенка к родительской фигуре своей матери. Это запрос «назад», к нашим корням. Именно поэтому сколько бы повзрослевшая дочка ни пыталась удовлетворить психологические потребности своей мамы, у нее это никогда не получится. Потому что в семейной системе одна из них ребенок, а другая – родитель. Удовлетворить потребности ребенка сможет только родитель. Реальный или внутренний. Но о том, как формировать внутреннюю родительскую фигуру, стоит написать отдельно.

И теперь, когда ко мне приходит взрослая дочь взрослой женщины – женщины в расцвете жизненных сил, не немощной, способной позаботиться о себе самой, но требующей материнской заботы от своей повзрослевшей дочери, я рассказываю эту историю. И многое что становится понятным без слов…

 

 

Погудина Евгения