Гендерные особенности религиозной идентичности личности.

     

В моменты кризисного состояния общества растет влияние религии на общественную и личную жизнь людей. Большое количество людей в нашей стране обращается к религии. У людей возникает потребность самоидентификации с чем-то стабильным. Одной из возможностей удовлетворения данной потребности становится религия, которая обретает свободу для своего развития и распространения. В непростых современных условиях религия остается важным социальным институтом, выражающим гуманное отношение к человеку, дающим возможность сохранить нравственные устои, найти смысл жизни и личностную «точку опоры».

Актуальность изучения феномена религиозной идентичности заключается в недостаточной теоретической и эмпирической разработке ее структурных компонентов, соотнесение с индивидуальными психо­логическими особенностями, полом, возрастом, ее влияния на различные сферы жизни.

В данной работе мы рассматриваем религиознуюидентичностькак один из компонентов идентичности исходя из понимания ее как структурного многоуровневого социально-психологического феномена. Она построенная на осознании принадлежности к определенной религии и формирующая представления о себе и мире посредством соответствующих религиозных догм.

В проведенном исследовании мы задались целью выявить особенности религиозной идентичности у мужчин и женщин, посколькугендерныйаспект представляется нам крайне важным для понимания взаимоотношений в православном обществе.

Объект: религиозная идентичность.

Предмет: гендерные особенности религиозной идентичности.

Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что мужчины и женщины имеет различные особенности религиозной идентичности:

  • женщины в большей мере склонны рассматривать ценность и смысл религии через ее влияние на семейную жизнь и связь с традициями, их религиозность внешне ориентирована, а мужчины же рассматривают религию как философскую концепцию и образец моральных норм;
  • в зрелом возрасте у мужчин усиливается философское осмысление религии, по сравнению с юношеским возрастом, женщины становятся более склонны искать в религии поддержку и внутренний ресурс.
  • Данное исследование проводилось в период с декабря 2017 по март 2018 г. В качестве выборки были взяты 80 человек в возрасте от 17 до 60 лет (40 мужчин и 40 женщин).. Все исповедовали Православие и относили себя к Русской Православной Церкови Московского Патриархата. 

    Исходя из 3-х компонентной структуры религиозной идентичности нами был использован следующий пакет методик. Анкета религиозных ориентаций (И. М. Богдановская), Тест для определения структуры индивидуальной религиозности Ю.В.Щербатых , Модифицированная методика изучения ценностных ориентаций личности «ЦОЛ-8» Г. Е. Леевика, Методика Индекс выраженности базовых духовных переживаний, Методика «Шкала религиозной ориентации» (Г. Олпорт, Д. Росс)

     В работе были использованы методы математической статистики:

  • описательная статистика;
  • Т-критерий Стъюдента для независимых выборок;
  • однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA);
  • Анализ полученных результатов позволил выявить значимые различия в особенностях религиозной идентичности у мужчин и женщин.

    Анкета и методика «Шкала религиозной ориентации» (Г. Олпорт, Д. Росс) позволила проанализировать поведенческий компонент религиозной идентичности.  Большинство верующих мужчин и женщин демонстрируют последовательную внутреннюю и смешанную религиозность. Верующие с такими типами ориентации мотивируют свою деятельность в разных социальных сферах религиозной верой, свое поведение стараются подчинить религиозным нормам и предписаниям.

    В анкетировании большинство женщин отмечают, что посещают богослужения чаще, чем мужчины. Женщины, на вопрос «Какого человека можно считать верующим?» больше склонны отвечать «выполняет религиозные обряды», «отмечает религиозные праздники», «молится» и т.д. То есть женщины предъявляют более высокие требования во внешнем проявлении религиозности по отношению к религиозному человеку. Для женщины происходит отожествление права называть себя верующей с выполнением определенного религиозного поведения, для мужчины же этого недостаточно. У них нет прямой ассоциации «традиция-вера». Также у женщин выше нежели у мужчин показатели внешней религиозности, т.е. для женщин большое значение играют внешние атрибуты религии, ношение религиозной символики, поклонение иконам, соблюдение религиозных обрядов, чтение молитв.

    Тест для определения структуры индивидуальной религиозности показал, что мужчины и женщины имеют различия в когнитивном компоненте религиозности. В значительней степени у женщин выше интерес к так называемой "псевдонауке" - загадочным и таинственным явлениям, в восприятии которых вера играет значительно большую роль, чем знание.

    Мужчины имеют большую склонность к идеалистической философии, и рассматривают религию как философскую концепцию и образец моральных норм поведения.

    Эмоционально-оценочный компонент религиозной идентичности представлен результатами методики «Индекс выраженности базовых духовных переживаний». У женщин значимо выше, чем у мужчин, показатель выраженности духовных переживаний, как определенного события и оценки этого события, которая привела человека к убеждению о существовании Бога, а также переживание глубокой внутренней связи с Богом.

    Данные по методике изучения ценностных ориентаций личности позволяют говорить, что в целом и для мужской, и для женской выборки характерна высокая значимость религии в их ценностно-ориентационной сфере. Для женщин религиозная вера в большей степени важна как психологическое явление. («Иметь глубокие личные отношения с Богом».) И для них более значимо «Пребывать в состоянии общения с Богом», которое выражается в форме молитвы.

    Также исходя из некоторых различий в проживании мужчиной и женщиной разных возрастных периодов, было доказано, что внутри каждого возраста существует своя специфика женской и мужской религиозности.

    У мужчин с возрастом религиозное самосознание проявляется в большей степени, они в большей мере осознают себя представителями христианской конфессии, философское осмысление религии усиливается к периоду средней взрослости (от 40 до 60 лет). Именно на этом жизненном этапе в сознании мужчины доминирует отношение к религии как к философской концепции, находящееся в неразрывной связи с глубиной духовных переживаний.

    Для женщин в зрелом возрасте религия становится важным источником поддержки и утешения, служит внутренним ресурсом в трудных жизненных ситуациях.

    Исходя из полученных результатов исследования, мы можем предположить, что несмотря на то, что у мужчин в религии по-прежнему есть определенные привилегии, обеспечивающие выгодность быть “внутри религии”, происходит смещение в распределении функций по передаче и обеспечению религиозности. Женщина рассматривает ценность и смысл религии, прежде всего, с точки зрения ее влияния на жизнь дома, семьи, рода. Женская религиозность “обрядна” и постоянно демонстрирует тесную связь традиции и веры, для женщины традиция наполнена внутренним содержанием и смыслом, а важнейшим моментом в соблюдении традиций остается их инструментальная роль в объединении и благополучии семьи. Женщина принимает и транслирует обрядность и традиционализм на уровне своего дома и семьи, и таким образом, больше чем мужчина участвует в воспитании религиозного сознания у детей.

    Мужчины главную ценность религии и веры видят в религиозной морали. Они обладают большей сложностью восприятия и отношения к религии, чем женщины. С точки зрения мужчины, религия служит, прежде всего, механизмом структурирования жизни человека, она определяет нормативные ориентиры. Это может объясняться влиянием религии, на формирование и изменение гендерных стереотипов, как эталонов поведения мужчин и женщин, благодаря которым моделируется тип нравственных взаимоотношений между мужчинами и женщинами, характерный для нашей культуры.

    Таким образом, данное исследование позволяет говорить о гендерных различиях религиозной идентичности. Результаты исследования могут найти применение в различных областях гендерной психологии, психологии религии, в решении практических задач в психологическом консультировании.

    Подготовила: Гнутова Анастасия

    Научный руководитель: к.пед.н., доц. Рогозина М.Ю.

     

    Гнутова Анастасия
    Портал «Клуб Здорового Сознания»
    2015 - 2024


    Карта сайта

    Email:
    Связаться с нами