Гуманистическая и теологическая парадигма - составляющие гуманитарного подхода в психологии. См.

Гуманистическая парадигма рассматривает человека как существо самоценное и самооправданное. Источник развития помещен в самом субъекте, исходная аналогия — аналогия желудя, зерна. Зерно будет произрастать куда и как ему надо при наличии соответствующей почвы, влаги, воздуха. Человек будет произрастать в лучшем для него направлении при наличии внимания, принятия, эмпатии и т. п.

Теологическая парадигма решительно выносит источник вовне. Если использовать метафору зерна, то человек подобен не зерну, из которого при поливе и удобрении все само вырастет, а почве, на которую должны еще попасть зерна Божественного слова (притча о сеятеле), а если они не попадут, то заполнятся другими, не исключено — бесовскими. Что же касается движения из самого себя, то, кроме скверны, из самого себя человек родить ничего не может. Процитируем современного православного теолога: «Христианский взгляд на человека зиждется на утверждении двух одинаково неприемлемых гуманистическим и секулярным сознанием положений: «заданным» богоподобном величии человека (Быт. 5,1) и «данным» настолько глубоким его падением, что самому Богу потребовалось прийти, чтобы прежде падший воскресити образ» [3; 57]. Нормальным человеком, «новым человеком», воплощенной истиной человека является Христос, «обычный» же человек, который заведомо духовно ущербен и болен, может стать нормальным, подлинным человеком, лишь веруя и приобщаясь к жизни Христа, «подражая» Ему. Последнее обстоятельство чрезвычайно важно, поскольку если для всего позитивного знания вопросом вопросов является «ЧТО есть истина?», то для религиозного сознания этот вопрос звучит как «КТО есть истина?», КТО являет собой истину и через обращение и приобщение к КОМУ жизнь станет истинной, станет Жизнью, но не смертью. См.

Портал «Клуб Здорового Сознания»
2015 - 2024


Карта сайта

Email:
Связаться с нами