Психолог, Денис Визер

               Психолог, Татьяна Демьяненко

   Д: Тема удовольствия оказалась настолько интересной и обширной, что захотелось в ней остаться и ещё немного поисследовать. В этот раз не в одиночку, а с Татьяной. Для меня это точно новый опыт совместного творчества, и очень любопытно, что из этого может получиться. Форма в которой было решено писать, на мой взгляд, очень интересная. Она позволяет увидеть размышления двух авторов на одну тему и понаблюдать наш диалог со стороны.

    Т: А для меня сам процесс, на который рождается энергия, уже удовольствие. И мне любопытно, что с ним будет происходить в этом диалоге. Ощущать и наблюдать

    Д: В процессе совместных раздумий родились термины: "недоудовольствие" и "переудовольствие".

    Т: Как что-то, на первый взгляд, весьма удовлетворительное, но почему то потребность остается "голодной" в обоих случаях.

    Д: Давайте вспоминать:

  • Что-то хорошее почти всегда надо было заслужить. «кто суп не съест, тот мороженое не получит», «погулять можешь, когда уроки сделаешь», «вот помоешь посуду, тогда можешь мультики посмотреть». Впитывая все детство подобные манипулятивные послания, у человека формируется связь: чтобы заслужить удовольствие - обязательно нужно сделать/вытерпеть что-то полезно-неприятное.

    Т: У каждого это свой "базовый чемоданчик нагрузки". Помните, как в Советском союзе? Чтобы купить книгу из новинок фантастики в нагрузку необходимо было взять нечто из истории Политбюро. У меня немного другой набор, нежели у Дениса. "К подруге пойдешь, если уберешь в доме", "а гулять можно всегда, но если возьмешь с собой младшую сестру".

    Д: Кстати до сих пор большинство из нас не может расслабляться, делая какой-то большой проект. Может оно и хорошо, но зачастую, люди в эти периоды не отдыхают даже во сне, приводя тем самым себя в совершеннейшее истощение и становятся все менее и менее эффективными. («сделал дело - гуляй смело.» Жуткая штука, когда дело, например, на месяц или на год, а расслабиться никак.)

  • Необоснованное получение удовольствия, ну или незаслуженное. Всячески порицается: «я пашу как лошадь, а ты на диване лежишь».

    Т: тут будто другой является носителем того, что я страстно хочу, но не позволяю себе сама. Ну и ему заодно. В семьях, где удовольствие порицается, часто можно причинять его лишь друг другу, но не себе. Вот только другому оно предлагается из своей потребности, из своих желаний. А что хочет он сам не очень то и важно. Но пусть попробует только отказаться!

  • Д:  Для получения удовольствия очень желательно наличие повода. Попробуйте принести домой торт без праздника и предупреждения. Точно вместе с радостью вы получите и вопросы: «а что за повод?» и скорее всего насторожённость при отсутствии такового.

    Удовольствие манипулятивно используется наравне с наказанием. Те самые «кнут и пряник». Таким образом, в процессе воспитания, получение различного рода удовольствий вполне может становиться, чем-то запретным, стыдным, невозможным. И тем не менее желанным!

    Т: В смысле нагрузки к удовольствию вспоминается персонаж из "Гарри Поттера", Добби. Сделав что-то запретное, он жёстко наказывал себя. Например, бился головой о стену.

    Д: Так и с людьми в чем-то себя ограничившими. Например дама сидящая на диете и во всем себе отказывающая, дорвавшись до вожделенного тортика, отравляет удовольствие от сладости виной за срыв.

 

     ‌Т: А "переудовольствие",  с одной стороны, тесно связано с темой отвращения. Точнее, нечувствительности к нему. А с другой, с ненасытностью, с ожиданием того, что приносящее удовольствие в любой момент может исчезнуть, кончиться. Это про людей, переживших длительный опыт депривации во взрослом возрасте. Или про детей, правом на удовольствие которых распоряжались родители. То есть темы недо- и пере- являются тесно связанными. Если я долго лишён чего то, или получение этого вожделенного связано непременно с ложкой дегтя, то дорвавшись я не остановлюсь пока оно не кончится. "Увидеть дно" - так это звучит у людей, страдающих алкоголизмом.

    Д: В плане нечувствительности к отвращению в детстве у многих идёт вполне систематичный процесс обучения не замечать или преодолевать отвращение. Которым люди вполне успешно пользуются во взрослом возрасте. Я не замечаю что работа мне отвратительна. Мне нужно потерпеть и наступит долгожданный отпуск, и уж там я оторвусь по полной.

    Т: И тогда куда-то исчезает энергия. То, что в общем то способно приносить удовольствие в малых дозах, в больших наполняется скорее тревогой и ожиданием. Отпуск, до которого наконец-то дорвался, превращается в безумную гонку "увидеть мир за 15 дней". На большой скорости мелькают люди, города, сделаны фото для инстаграма, при этом "что-то не то, как-то не так". Часто уже в этом отпуске планируется следующий вожделенный.

    Д: Ну или вечер пятницы в который, как правило, с полок магазинов сметается алкоголь в огромных количествах.

   Т: Тут словно рождается что-то вроде "уместности удовольствия". В пятницу и в выходные можно, в будни нельзя. А если можно было бы в будни то, что хочется, то может и алкоголь бы не понадобился. Когда, с кем и как "правильно" обычно составляет наш сценарий. А вот я ходила, ходила в лес за грибами и всегда это было местом удовольствия, как вдруг оно исчезло. А я привычно пытаюсь его выжимать, ведь я же та, кто от этого его всегда получал!! А если это не так, то какая я? что со мной?

   Д: «Неуместное удовольствие» и впрямь активно осуждается и порицается,  и здесь это защитный механизм. Я завидую! Кто-то делает то, что мне очень хочется, но я позволить себе этого не могу. И тогда он, ну или она - лодырь, бездельник/ца, эгоист/ка ..... (впишите своё)

   Т: Или, что бывает гораздо чаще, никем не порицается, но человек находится в глубочайшей уверенности, что это так, основанной на детском опыте. Любопытны бывают результаты опроса близких: "Ты порицаешь меня за то, что я хожу на рыбалку (езжу один в путешествия, имею роман на стороне)?", а там уважение, понимание, зависть, наконец, но никакого осуждения. 

    Д: Сейчас я задумался о самых простых удовольствиях и о том, что мешает их получать. Что мешает замечать и радоваться, солнцу, пению птиц, снегу, дождю. Как раз то, о чем мы пишем выше: «какие нафиг птицы! У меня дедлайн в среду. Вот поедем в выходные на природу, там и птиц послушаю, и все остальное» Ну, а добравшись до долгожданного - полный отрыв, до отвращения. Переесть, перепить, перекупаться, перезагорать. Напихать удовольствия побольше, впрок. Да вот только не удастся запасти. Нельзя раз и навсегда удовлетворить потребность. «Вот сейчас нахожусь по музеям и достопримечательностям и потом год не буду хотеть.» Именно так и будет, но не потому что получилось запасти удовольствие, а потому что находился до отвращения.

    Т: А я думаю о том, что мы часто пытаемся заменить "простыми" удовольствиями необходимые. Те, которых хочется сейчас. Есть же расхожий совет во время тоски и апатии: "Займись телом, послушай пение птиц, погуляй!". Да, иногда и впрямь помогает. Но если в этот момент важен человек какой-то, нежность к нему проявить, или что-то разделить, а я иду слушать птиц, то мало того, что удовольствия не получу, но еще и стыдно будет. "Всем же помогает, а мне нет". Часто именно вот такие попытки смещать истинную потребность запускают депрессию.

А впрок его не получить ни в каких случаях, это правда. Ни в еде, ни в отношениях, ни в сне, ни в тепле. 

    Д: И тогда мы говорим, об умении распознавать свои потребности и подбирать подходящие способы их удовлетворения. Здесь и впрямь не всегда годится опыт доброжелателей. Но порой мы с поразительным упорством раз за разом делаем, то что нам порекомендовал кто-то очень авторитетный - ему же помогло, ну или он же лучше знает, вместо того чтобы прислушаться к себе и найти своё уникальное.

   Т: Возвращаясь к грибам и потерянному (надеюсь на время) удовольствию от их сбора, и продолжая мысль Дениса, умение распознавать потребность открывает нам себя заново, через это возможно замечать и узнавать себя, признавать свои изменения, свою уникальность и неповторимость. А признание за собой права нести ответственность за выбранный способ - это про взрослость. Не запрещать, а выбирать полезное для себя из разных возможностей, форм и способов удовлетворить текущую потребность. Парадоксальным образом люди часто отказываются взрослеть, рассматривая зрелость, как процесс полной потери удовольствий и замены их обязанностями и долгом, а не как увеличение выбора. 

    Д: Тема взрослости и зрелости может быть также совместно исследована. На мой взгляд, интересно поразбираться как подросток, всем своим естеством стремящийся к самостоятельности, взрослости, отдельности, вдруг, получив возможность всего этого достичь, всеми силами избегает. Но об этом, возможно, в следующий раз.

    Т: В процессе написания этой статьи проявлялись наши разные способы обращения с удовольствием. Но в итоге произошёл вполне естественный процесс, энергия для написания стала плавно снижаться, и продолжать "высасывать тему из пальца" для меня сейчас было бы пресыщением. И, возможно, я бы назвала весь процесс отвратительным, обнаружив в сухом остатке лишь апатию. Но сейчас я думаю уже о том, как здорово было бы разделить эти мысли, с кем то еще, получить отклик, пустить статью жить своей жизнью, и энергия вновь появляется. От законченного процесса и от предвкушения нового)

   Д: Я не знаю, что здесь можно ещё добавить. Жду откликов))

Денис Визер