Здравствуйте, друзья!

Август – тоже лето, даже если вы живете где-то далеко «к северу от юга» и проводите этот месяц дома, а не на берегах теплых морей. Следовательно, летнее настроение вас еще не отпустило, и нам, по-прежнему, имеет смысл не зарываться в теорию, а продолжить бодрую практическую шлифовку ораторских навыков. Надеюсь, тему вопросов и ответов из прежней статьи вы уже освоили – продолжаем движение. Сегодняшняя пара упражнений поможет лучше развить образность и чистоту нашей речи.

Художник

Один из самых серьезных вызовов для любого оратора – передача с помощью слова различных изображений, зрительных образов, всего того, что изначально предполагается для восприятия глазами. Недаром народная мудрость говорит, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Современные средства презентации, с одной стороны, значительно упростили эту задачу, а с другой – сделали нынешних спикеров чудовищно зависимыми от инструментов визуализации и инфографики. Увы, сейчас, когда для передачи красоты некой картинки не нужно утруждать себя подбором слов – достаточно лишь клацнуть мышкой – мастерство художественного слова становится все большей редкостью.

Чтобы не выглядеть беспомощным в ситуации, когда ни проектора, ни плазмы, ни даже монитора под рукой не окажется, предлагаю немедленно приступить к открытию в себе художника ).

Что делать

Все предельно просто – смотрим в окно, смотрим вокруг себя, смотрим на любую картинку на мониторе. И описываем вслух то, что видим.

Ну – на самом деле, все, конечно, не совсем просто. Возникает множество нюансов. Как описывать, с чьей точки зрения? Художник-пейзажист, геолог, риэлтор-оценщик и военный разведчик увидят и опишут одну и ту же местность совершенно по-разному. И, кстати, будучи зрителями, также совершенно по-разному воспримут наш рассказ.

А чего мы хотим добиться своим описанием? Чтобы зрители восхитились, разочаровались, захотели там побывать, дали денег на спасение или инвестировали в разработку месторождения?

А сколько у нас времени – полчаса, десять минут, сорок пять секунд?

Соответственно, имеет смысл сначала набросать себе несколько простых вводных условий – кто я, где и перед кем выступаю, чего хочу, сколько у меня времени. А затем уж зажигать – перед реальными зрителями, перед видеокамерой, перед диктофоном. Кстати, даже если вы отдыхаете от людей и гаджетов на необитаемом острове, простой рассказ в пространство для окрестных пальм будет также полезен ).

Как рассказывать

Лучше, если наше описание имеет некоторую структуру, например, от общего – к частному. Сначала набрасываем широкими мазками контекст картины: что за местность, какая эпоха, время года и т п. Затем можно уточнить, что изображено, какая композиция, чем заняты действующие лица. Потом акцентируем внимание на интересных деталях.  А затем, если уместно, делимся своими впечатлениями от изображения в целом.

Стоит обратить внимание на свои художественные инструменты – оратор рисует картины не кистями и красками, а богатым запасом разнообразных прилагательных, яркими эпитетами, красивыми метафорами. Полезно бывает наделить изображения определенными характерами, «оживить» их – даже если это неодушевленные предметы.

...Сюжет о том, как молодой, непослушный

Парит вверху над домом кораблик воздушный...

М Щербаков, Песня о молодости

Одним словом, дерзайте, ищите необычные варианты, читайте поэтов, расширяйте свой активный словарный запас. Для контроля попробуйте посчитать, сколько вы используете прилагательных в своей речи сейчас – и сколько их будет после пары недель работы «художником».

Санитарная обработка

Параллельно с «Художником» имеет смысл заняться активной чисткой своей речи от различных паразитов. Яркое образное выразительное говорение с ними совершенно несовместимо – конечно, если это только не специальный тщательно продуманный художественный прием.

Технический прогресс и развитие медицины активно помогают нам забороть непрошеных гостей биологического плана, но против мусора в речи они пока бессильны )). Следовательно, нужно нам самим решительно браться за дело и, пока лето (или хотя бы «к исходу сентября» – как говаривал АС Пушкин), избавиться от всяческих «ну... как бы... короче... вот... типа...» и так далее.

Задача вполне посильная – если подойти к ней с должным усердием и некоторым терпением. Упражнение «Санобработка» как раз будет нам отличным в этом помощником.



Что делать

Поскольку сила и коварство мусорных слов в том, что люди их за собой не замечают, сначала нужно обнаружить врага – выяснить, какие слова-паразиты мешают нам нормально жить прямо сейчас.

Для этого лучше обратиться к своему ближайшему окружению, к тем, с кем мы больше всего общаемся. Если они затруднятся подсказать сразу – нужно попросить их последить за нами день-другой.

Еще один хороший способ – попробовать выступить без подготовки с небольшим рассказом, сообщением, новостью о том, в чем мы не являемся глубокими специалистами, перед внимательными слушателями. Для верности можно вооружить их диктофонами. Некоторое волнение и необходимость думать и говорить одновременно помогут выявить наши любимые мусорные слова довольно быстро.

Когда объем работы определен, можно браться за дело. Обычно оказывается, что необходимо «выполоть» больше одного мусорного слова. Тогда следует начать с самого частого (или самого неприличного).

Вновь обращаемся за помощью к ближнему кругу – торжественно объявляем, что решили избавиться, например, от слова-паразита «вот» – и просим уважаемых коллег, членов семьи, одногруппников и т д следить за нашей речью и указывать нам, когда мы это слово говорим. Каждый, кто указал, получает в награду десять рублей / десять евро / дольку шоколада – выберите, что-то не слишком ценное, но все же жаль отдавать.

Если отдавать на данном историческом этапе вдруг нечего – не беда. Можно вместо этого делать три-пять приседаний или отжиманий, громко кукарекать, больно щелкать себя по запястью предварительно надетой на него бухгалтерской резинкой – в дрессуре и воспитании это называется негативным подкреплением )).

Важно: нельзя откладывать «расплату» на потом, расплачиваться сразу за все вечером или в конце недели – это не дает эффекта. Только немедленный расчет, только хардкор! )) Так что запаситесь мелочью, или придется отдавать те купюры, которые есть в наличии.

Разумеется, поначалу это будет вас смешить. Потом – жутко бесить. Здесь главное – не бросать, держаться, продолжать говорить и расплачиваться, приседать, отжиматься. Некоторое время спустя мы начнем замечать свои слова-паразиты и ловить их «за хвост» на полпути где-то в середине гортани – добрый знак. С этого момента заработки наших помощников неуклонно пойдут на убыль – до той поры, пока мы не возьмемся за следующего паразита )).

Что ж – к делу! Упражнения, как говорится, проверены временем и опытом сотен людей – присоединяйтесь и вы. Ваша чистая, красивая и образная речь – в ваших... В смысле – все от вас зависит )). Так что не откладывайте на завтра, беритесь сейчас, а то ведь я через пару недель еще вам упражнений подброшу.

А пока прощаюсь, напоминаю о возможности обращаться ко мне за помощью в ораторских практиках и психологических вопросах – за мелкими подсказками даром и крупными за деньги (по скайпу или вживую). Жду ваших вопросов, размышлений, комментариев. Пишите на почту vsl7 на mail.ru. Будьте здоровы, теплых и радостных вам летних дней!

С уважением,

Вячеслав Саломасов.

Все новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с моим тренерским участием читайте на сайте Верного Слова

http://vernoeslovo.com/

Полная или частичная перепечатка, цитирование статьи возможны только со ссылкой на первоисточник.

Фотографии, видеофрагменты и рисунки взяты из открытых источников в интернете.

Саломасов Вячеслав