Есть темы, к которым неизбежно приходится возвращаться, настолько они остаются актуальными. Хорошо помню, что цикл интервью с психологом, психоаналитиком Екатериной Антоновой мы как раз и начали с разговора об игровой зависимости, где речь шла о компьютерных играх. Потом опять пришлось всерьез коснуться этой проблемы после страшного случая, когда ученик московской школы, прилежный отличник пришел в класс и расстрелял учителя географии и нескольких ребят. Свое свободное время мальчик проводил за играми онлайн. А недавно вездесущая реклама предложила в Интернете игры с такими названиями: «Убейте своего учителя», где предлагается найти в кабинете десять предметов, которыми можно это сделать. Или «Прибей кота — устрой несчастный случай», «Избиение суперзвезд — пытки над известными людьми», «Ударить босса — накажи начальника», «Самоубийство Стикмена» с такой «милой» аннотацией: «Вариантов самоубийства большое количество, выбирайте любой и смотрите, как это будет реализовываться на экране. Весьма необычные варианты суицида вы увидите в этой версии мини-игры онлайн. Не дайте человечку спокойно умереть, сделайте это по-своему». Увы, очередной повод поговорить о роли компьютерных игр в жизни современного человека.

Аварийный клапан

 

— Екатерина Андреевна, у меня тут возникают ассоциации с японским опытом, когда в специально отведенном помещении ставили «чучело» начальника, чтобы подчиненные могли вымещать на кукле свою злость или свои обиды. Предполагалось, что это помогает человеку спустить пар и спокойно жить дальше. Может, и подобные игры выполняют роль такого «аварийного клапана»?

 

— Я не считаю «отыгрывание эмоций» в таком виде позитивным и полезным процессом. Что оно может дать? Лишь повторение все той же самой подавленной агрессии, которое позже переходит в зависимость. Другое дело, когда эти эмоции выводятся на уровень осознания, когда человек начинает анализировать причинно-следственные связи. Что изменится, если вы, разозлившись на начальника, придете домой и наорете на детей? Ваши отношения с начальником станут лучше? Так же и с этой игрой: вечером сорвал злость, утром все по новой.

 

— А что в данном конкретном примере может стать осознанием?

 

— Ну, можно прояснить для самого себя, что заставляет вас оставаться на этой работе: большая зарплата, карьерный рост, любимое дело. Когда вы осознаете реальные плюсы, тогда можно относиться к орущему начальнику как к неизбежному злу, как к ложке дегтя в бочке меда. Более того, при наличии такой мотивации вы можете вообще не обращать внимания на крики в вашу сторону. Или же вы обнаружите, что сами себе не можете ничем объяснить, что заставляет вас терпеть начальника-хама. Что это не более чем привычка, страх любых перемен, неспособность противостоять любой власти.

 

— Наверняка, корни такой проблемы надо искать в детстве?

 

— Да, если у мальчика была деспотичная авторитарная мама, которой он привык подчиняться, то он будет таким же безропотным с начальником. Как только он слышит орущего начальника, он мгновенно становится тем запуганным ребенком. Так какой смысл измываться над виртуальным боссом? Лучше разобраться в себе и понять, почему он орет именно на меня? Что мне мешает спокойно сказать ему, чтобы он не смел разговаривать в таком тоне? Какие страхи во мне всплывают? В конце концов, если не получается самому справиться, можно обратиться к специалисту. К сожалению, такие люди очень часто в своей семье сами становятся деспотами и тиранами.

 

— Ну, так нам с вами скажут: чем отыгрываться на жене и детях, пусть лучше в игре морду обидчику бьет…

 

— Я не считаю, что это лучше, потому что в такой ситуации человек не меняется сам, не меняет своих отношений с людьми. Человек в данном случае со своими эмоциями не разбирается. Опять же, представьте, что есть мальчик с повышенным уровнем агрессии. Что даст ему такая игра? Только развитие агрессивного начала. Так почему не отдать его в секцию борьбы, где есть строгие правила, железная дисциплина, воспитательная работа? Пусть эта черта его характера служит достижению спортивных результатов, повышению социального статуса. Наивно же думать, что если ваш ребенок в компьютерной игре измывается над животными, то в реальной жизни он станет их защитником.

 

Вместо наркотика?

 

— Значит, такие негативные эмоции в непосредственном виде вообще не надо выплескивать?

 

— Человека невозможно загнать в поставленные раз и навсегда рамки. Я могу представить себе мамочку троих детей, младший из которых не дает спать по ночам, средний опять подрался во дворе, а старшего выгоняют из института. Такая мамочка может не выдержать, пойти ночью на кухню и разбить пару тарелок. После чего, успокоившись, вернуться к обычной жизни. И это будет нормально. Но вот если она каждую ночь бьет посуду, то пора обращаться к врачу. Внутренне зрелый человек может любопытства ради сыграть один раз в такую игру, после чего ему просто станет скучно и противно. Главная беда, что эти игры не дают никакого развития, они все оставляют на своих местах. А в итоге мы имеем своего рода наркомана. Причем, как при любой зависимости, ему будет требоваться все большая и большая доза. И не исключено, что в какой-то момент чисто виртуальной игры станет мало. Есть и другой нюанс: если просто отобрать у человека такие игры, у него вообще может «крышу снести», потому что отобрали то, что приносило облегчение, отобрали наркотик.

 

— Понятно, что если бить посуду каждый день, то сервизов не напасешься. Компьютерные игры — непродуктивно и даже опасно. Но ведь все мы достаточно регулярно испытываем негативные эмоции. Так что же с ними делать?

 

— Их надо не отыгрывать, а творчески реализовывать. Иными словами — сублимировать. У кого-то это получается интуитивно, спонтанно. К примеру, женщина вдруг обнаруживает, что ее раздражение само собой проходит, если она начинает вязать. Благодаря этому вся ее семья ходит в шикарных вязаных вещах. А мужчина понимает, что злость на босса проще всего снять, повозившись с сыном или занявшись собиранием моделей самолетов. Кому-то надо потаскать гантели, кому-то срочно освоить новый кулинарный рецепт.

 

Может, на первый взгляд мои советы кажутся банальными, но поверьте, это помогает. А главное, помните: в какой-то момент игры неизбежно станет мало. Потому что реального отыгрыша агрессии с начальником нет, есть ее виртуальная подмена. А сама агрессия продолжает в человеке накапливаться, требуя все большего выхода.

 

— Вы говорили, что многие из этих проблем закладываются в детстве. Можно что-то посоветовать нашим читателям?

 

— Да, я всегда говорю, что у детей в семье должно быть пространство для злости. Речь не идет о хамстве или вседозволенности, ребенку надо давать право высказывать родителям свое недовольство, свои претензии. Их надо обсуждать, объяснять и доказывать ему, если он не прав. Но он должен уметь проговорить старшему по статусу все то, что его не устраивает. И если мальчик умеет это делать со своими родителями, он не станет пасовать и перед начальством, не будет нуждаться в реализации своих негативных эмоций с помощью компьютерных игр. Опять же, я всегда повторяю, что и мама имеет право злиться на ребенка, и ребенок имеет право злиться на маму. Важно лишь, в каких формах проявляется эта злость.

 

Пытка над кумиром

 

— А что вы скажете об игре, в которой предлагают поиздеваться над суперзвездами? К чему такие развлечения могут привести?

 

— Ну, тут людям откровенно предлагают реализовать свою зависть при помощи элементарного щелканья мышкой. Можно забыть о том, что известность приходит к тем, кто наделен талантом, кто много вкалывает. Можно забыть о собственной посредственности, лени, нежелании бороться и добиваться. Точнее даже не забыть, а выместить собственную несостоятельность в виртуальных издевательствах и пытках над всеобщими кумирами. Заметьте, зависть для кого-то может стать и стимулом к личностному росту: я завидую чьим-то успехам, значит, буду больше учиться, больше работать. А там, глядишь, откроются свои собственные горизонты, и первоначальный объект зависти просто забудется. Но в подобных играх дается совершенно деструктивный, просто страшный вариант. Тут зависть, которая уже перешла в самую отвратительную форму — жестокую агрессию.

 

— Но объясните мне, почему подобная продукция появляется в Интернете?

 

— В мире всегда будет противодействие эроса и танатоса, любви и смерти. Любовь — начало созидательное, смерть — разрушительное. И всегда будут находиться люди, для которых разрушение и саморазрушение — самый простой и предпочтительный выход. Ну а раз подобная категория людей есть, то найдутся и те, кто цинично захочет подзаработать на такой деструкции. Увы, печальное подтверждение того, что спрос рождает предложение.

 

— А нет ли тут и обратной зависимости, когда столь губительное предложение начинает, в свою очередь, провоцировать патологический спрос?

 

— Конечно, работает и это. Потому что танатос может быть привлекателен не менее, чем эрос. Особенно для неокрепшей психики. Все мы знаем, что в пубертатный период у подростков особенно обостренное отношение к смерти. У них и эмоции все обостренные, и реакции порой неадекватные: девочка отвернулась — все, жизнь смысл потеряла. А тут им услужливо игру компьютерную предлагают со всевозможными способами самоубийства. И вроде бы все это так весело и совсем не страшно. Как отреагирует подросток? Мы с вами предсказать не можем. Но уж точно не можем отмести и трагический сценарий развития событий. Что тут скажешь? К сожалению, люди, озабоченные только деньгами, никакой ответственности не признают. Боюсь, призывать их к этому бесполезно.

Портал «Клуб Здорового Сознания»
2015 - 2024


Карта сайта

Email:
Связаться с нами