Т.М. Грабенко,  Д.Б. Кудзилов

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «само терапии» известен с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение, ребенок расстраивается не долго. Чаще всего, он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Так один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно.

Казалось бы, все так просто. Но именно это простое, естественное для человека действие, хранит уникальную Тайну бытия: все приходит и уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено – просто старое уступает место новому… Многократно проживая эту Тайну, человек достигает состояния равновесия, при этом в его внутреннем пространстве существенно уменьшается доля тревоги и страха.

Естественно, такой терапевтический эффект не мог долго оставаться незамеченным психотерапевтами. Карл Густав Юнг открыл песок для научного осмысления в контексте психотерапевтической помощи взрослым и детям. Долгое время «sand play» существовал исключительно в юнгианской парадигме благодаря своей основательнице Доре Калфф. Созданные клиентом песочные композиции не интерпретировались, ибо процесс создания картин из песка стимулировал фантазии клиента. Что, в свою очередь, позволяло обнаружить скрытые части «я», понять существо и особенности переживаний клиента.

В песочных картинах есть еще один важнейший психотерапевтический ресурс – возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе с песочницей. Ребенок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, олицетворяет Волшебника, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения дискомфортной для него ситуации, или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей, как внутреннего, так и внешнего плана. В этом и проявляется его сила Волшебника. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребенок переносит в реальность.

Однако, уделяя внимание песочной терапии в контексте психологической и психотерапевтической работы, не будем забывать о мощных ресурсах песочницы для коррекционно-развивающей и образовательной работы с ребенком.

Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект. Причем, сегодня уже можно говорить о таком эффекте не только по отношению к нормально развивающимся детям, но и их сверстникам с особенностями развития.

 

Личность психолога (педагога) и ее влияние на процесс песочной терапии.

 

Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком? Он должен быть «доброй мамой», создающей комфортные условия для игры? Или он является молчаливым свидетелем песочных спектаклей? Или он соавтор песочной картины? Чтобы ответить на эти вопросы нужно понять важную особенность песочной терапии. Дело в том, что на песочном листе перед терапевтом раскрывается внутренний мир ребенка. Этот мир становится реально осязаемым. Особо актуальным в данном контексте является древний принцип «не навреди».

            Здесь действуют три правила:

  • Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию об его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка, почувствовать ритм его песочной картины, увидеть ее проблемные и ресурсные ипостаси, ощутить неповторимый образный строй картины, – все это входит в понятие присоединения.
  • Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.
  • Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Безусловно, педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину, или представлять некоторое оценочное суждение. Внутренний мир человека достаточно хрупок, и только этический кодекс и профессионализм специалиста может защитить ребенка от травмы.

 

Общие условия организации песочной терапии.

 

            Для организации процесса песочной терапии потребуются: песочница (ящик для песка), песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок.

 

Песочница

 

Размер. Песочница представляет собой деревянный ящик. Традиционный его размер в сантиметрах: 50х70х8 (где 50х70 – размер поля, а 8 сантиметров – глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Мы немало экспериментировали с размером и формой песочницы, и пришли к выводу, что данный размер, действительно, наиболее удачен и гармоничен.

Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Когда мы переходим к групповой работе, пространство традиционной песочницы оказывается слишком малым. Поэтому для групповой работы мы рекомендуем использовать песочницу размером 100х140х8см.

Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком во многих дошкольных учреждениях используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

Цвет. Традиционная песочница сочетает цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением внешней толщины досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта – с небо.

            Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком, «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель человеческого восприятия нашей планеты. Может ли песочница быть другого цвета? Почему бы и нет! Цвет бортов может меняться. Экспериментировать с разноцветными бортами песочницы можно при помощи разноцветных дощечек, по размеру четко «подогнанными» под борта песочницы. Однако если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов. Если они одинакового размера, их можно хранить, складывая друг на друга, и образуя, таким образом, сказочный домик. Крыша сооружается из соломы и веток дополнительно. Разноцветные песочницы полезны не только для терапевтической, но и для коррекционно-развивающей работы с ребенком.

Итак, песочница готова. Теперь ее можно на одну треть или наполовину заполнять чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком.

            (Время от времени используемый песок необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.)

Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, символизирующих мир. В классической песочной терапии существует классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин. Это фигурки:

  • Людей, разнообразных по: полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессии, времени жизни (от первобытных до современных людей). Фигурки должны быть как динамические, так и статические.
  • Наземных животных и насекомых (домашние, дикие, доисторические).
  • Летающих животных и насекомых (дикие, домашние, доисторические).
  • Обитателей водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы).
  • Жилища и дома с мебелью (дома, дворцы, замки, постройки, мебель различных эпох, культур и назначения.).
  • Домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола).
  • Деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.).
  • Объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака).
  • Транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт, гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства).
  • Объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки).
  • Предметы, связанные с верованиями человека (храмы, иконы, божки, алтари).
  • Объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы).
  • Аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.).
  • Естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.).
  • Оружие.
  • Фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтэзи, фигурки-оборотни.
  • Злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).

      Итак, всё, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

            Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.

Когда приходит на занятие ребенок, или группа детей, то предложение «поиграть в песочнице» выглядит совершенно естественным.

 

Пять шагов организации игрового процесса

 

Первый шаг – демонстрация песочницы. Обычно мы говорим детям следующее: «Посмотрите, наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет, если мы с вами «раздвинем песок», то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду. Вы можете создать реку, озеро, море, и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Вы можете создать любой ландшафт и горный, и холмистый, и равнинный. Словом, здесь все подвластно вашей фантазии».

Второй шаг – демонстрация коллекции фигурок. Обычно мы говорим детям следующее: «Посмотрите – здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки».

Третий шаг – знакомство с правилами игр на песке. Очень часто педагоги задают нам такие вопросы: «Как научить детей бережному отношению к песку, как запретить кидать песок в глаза товарищам, как объяснить, что рушить созданное другими, нельзя!?» Действительно, игры с песком выдвигают значительное число ограничений, множество запретов. Чтобы избежать нравоучений, мы рекомендуем познакомить детей с правилами в контексте некого ритуала, постоянно повторяющегося действия, в котором они проживаются и проигрываются.

 

Как пример приведем фрагмент развивающего занятия в ДОУ № 76 Невского района СПб (воспитатель Омельчук И.Е.):

            Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришел песок, чтобы поведать свои тайны, рассказать интересные истории и сказки. Здесь, в нашей песочнице живет властелин песка – Песочный Человечек. Он очень веселый – знает много игр. Но раскрывать свои секреты он сможет только тем, кто готов подчиняться его законам. Песочный человечек редко показывается людям, но если мы настоящие волшебники, то сможем его увидеть.

            Ребята: – Как его увидеть? Как? Где человечек?

            Воспитатель: Для этого нам необходимо встать вокруг песочницы, взяться за руки.

            И каждый должен назвать свое имя.

            Ребята: Я – Ася, я – Рома, я – Сережа ...

            Воспитатель: А теперь мы должны поведать Песочному Человечку о наших добрых делах. Но давайте договоримся, что Ася расскажет о том, какие добрые дела совершил Рома, а Рома расскажет о Сереже, Сережа – о Кате... Так мы докажем Песочному Человечку, что мы – настоящие волшебники. Ведь они постоянно совершают добрые дела.

            Ребята: А он нас услышит? Как? Где он? Его не видно!

            Воспитатель: Хозяин нашей песочницы очень чутко прислушивается ко всему, что происходит здесь. Другое дело, если мы ему не понравимся, не сможем доказать, что мы достойны узнать его тайны, сказки и сыграть с ним в увлекательные игры – он так и не появится!

            Ребята: Мы хорошие и добрые!

            Воспитатель: Это надо доказать! Песочный Человечек нас слушает очень внимательно и пустым словам он не доверяет, ему нужны факты.

            Милый, Песочный Человечек! Я Ирина Евгеньевна и хочу рассказать тебе об Асе. Асенька очень любит животных, она заботится о наших хомячках, всегда накормит их, напоит, вычистит клетку. Благодаря Асе, они у нас не болеют и всегда веселы.

Теперь твоя очередь, Ася!

            Ася: Я о Роме?... Рома хороший, он конфеты всем дает.

            Воспитатель: Песочный Человечек, Ася тебе хочет сказать, что Рома щедрый, заботливый мальчик, всегда думает о своих друзьях и знает чем их порадовать. Я правильно тебя поняла, Ася?

            Ася: Правильно!

 

Когда с помощью взрослого ребята рассказали о добрых делах друг друга, то взрослый просит их разъединить руки и положить свои раскрытые ладошки в песочницу. Закрыть глаза и произнести заклинание:

"В ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди,

Песочный Человек, приди!"

(Звучит музыка и в руках у взрослого появляется кукла-марионетка в золотистом одеянии.)

            Воспитатель: Откройте глаза, дети!

(От лица Песочного Человечка)

"Я вас слушал, я вас слышал,                        Вы готовы мне внимать?

Вы такие молодцы!                                                   Значит, можно начинать?

Вы – волшебники-творцы.                                         Повторяйте все за мной!

Я открою вам секреты,                                              Вредных нет детей в стране-

Только знать надо при этом                                       Ведь не место им в песке!

Правила моей страны.                                               Здесь нельзя, кусаться, драться!

Очень все они просты!                                              И в глаза песком кидаться!

                                   Я сейчас их изложу, и запомнить попрошу!

Можно строить, и чудить,                                          Стран чужих не разорять!

Можно много сотворить:                                            Песок – мирная страна.

Горы, реки и моря,                                                     Дети, поняли меня?!

Чтобы жизнь вокруг была                                         Или надо повторить?!

                                   Чтоб запомнить и дружить!

(Несколько раз ребята повторяют правила работы с песком, начиная со слов "Здесь нельзя кусаться, драться...")

 

            В дальнейшем ребята повторяют ритуал входа в страну с некоторыми изменениями. Например, вызывая Песочного Человечка, они стоят вокруг песочницы, и, взявшись за руки, рассказывают о том, как использовали знания, полученные в песке (нарисовали картину; рассказали маме и сестренке; посадили рассаду на подоконнике; попросили воспитателя или родителей прочитать о том, что узнали в детской энциклопедии и пр.); о своих желаниях и просьбах (хотим узнать буквы; поиграть с трансформерами и с покемонами, узнать, как раньше строились города, научиться решать задачи и пр.); о проведенном дне; о своих мечтах и т.д.

Дети опускают руки в песочницу, произносят заклинание.

            Появившийся в руках воспитателя Песочный Человечек приветствует ребят, спрашивает о том, нужно ли ему повторить правила жизни в Песочной Стране и предлагает тему игрового занятия. (Важно отметить, что Песочный Человечек вводится воспитателем в игру только тогда, когда ребята искренни, не лукавят. Соблюдение правил игры отслеживается при помощи этого сказочного персонажа, причем при их неоднократном нарушении мягко, но безапелляционно игра сворачивается.)

Четвертый шаг – формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия. Этот шаг осуществляет сказочный герой (Песочный Человечек, Фея, черепаха Тортилла, и др.) задают тему занятия, от их лица ведется увлекательный рассказ о каком- либо событии, они формулируют задания и загадывают загадки. Иными словами весь образовательный материал преподносится детям этим сказочным персонажем. Он же ведет игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ, "коронует" и подбадривает каждого из ребят.

            Пятый шаг – завершение занятия, ритуал выхода

Завершая работу в песочнице, ребятишки разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности.

            Например:

«В ладошки наши посмотри

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты нам ведь подрасти помог!»

            После произнесения этих слов, ребята прощаются с Песочным Человечком.

           

2016-07-26
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?