В большом старинном доме в дали от города живут он и она. Он (Хавьер Бардем) – известный поэт, который уже долго не может написать ни строчки. Она (Дженнифер Лоуренс) – его верная спутница, у которой лишь две заботы – восстанавливать дом после пожара и виться вокруг мужа, предупреждая каждое его желание. Идиллия прерывается визитом неожиданного гостя (Эд Харрис) – тот представляется местным ортопедом, и Он приглашает его погостить. На следующий день к гостю заявляется любопытная и бесцеремонная жена (Мишель Пфайффер), следом приезжают их сыновья и постепенно тихий дом превращается в бедлам.

Фильм-аллегория с основной библейской идеей и не менее важной темой о созависимых отношениях между мужчиной и женщиной.

Фильм своими гипертрофированными картинами бьет по всем органам чувств, превращаясь во второй части в фантасмагорию, где некогда, спокойный дом то становится местом массового паломничества, то окрашивается в постапокалиптические тона, то превращается в поле боя с участием полиции и спецназа.

Отзывы о фильме делятся на резко отрицательные, причем мне показалось, что таковых больше, и восторженные, куда и я себя отношу.

Кто же мама в этом фильме?

Если брать шире, то мать-природа, Земля, женское начало в отношении с патриархальными ценностями, Богом-творцом и его детьми.

Если рассматривать в психологическом ключе созависимых отношений между мужем и женой: 

Мать-муж по отношению к жене и одновременно жена по отношению к мужу.

Муж как «мать» для жены

Младенец (жена) без матери не выживет. А что дает мать младенцу? Все. Значит, надо как можно больше получить ее расположение. Стать максимально удобным, удовлетворять все ожидания, даже если это противоречит моим потребностям. В фильме это видно: Жене не нравится то, что в ее дом приходят чужие люди гостить, жить, трогают ее вещи без спроса, задают наглые вопросы, покушаясь на ее внешние и внутренние границы. Она не может защитить себя от этого никак. Так происходит с зависимыми людьми, они в угоду своим другим потребностям жертвуют своей свободой, границами.  Она уступает мужу, который преследует свои интересы, пуская в дом совершенно посторонних людей.  Для нее быть любимой-быть полезной, необходимой. Она думает: «Значит я не должна возражать, сердить мужа, должна исполнять, то что он от меня ждет.  Если я буду так необходима, то он не уйдет от меня, будет зависеть от меня и я не останусь одна. Если я останусь одна, то никому не нужна. А значит ничего из себя не представляю». Поэтому она готова терпеть все, приносить жертвы, лишь бы не испытывать страх одиночества и свою никчемность, создавая максимально тепличные отношения, что возможно только в зависимых отношениях.

Все люди которые нужны для мужа, в частности в удовлетворении его нескончаемой потребности в любви и обожании, несут прямую угрозу жене, забирая у нее возможность быть нужной.

Жена как «мать» для мужа (нарцисса)

Жена призвана выражать восхищение и любовь. Это является источником благополучия мужа. Она для него зеркальце, которое постоянно твердит: «ты всех милее, красивее и умнее». Такая потребность у него сформировалась в детстве, когда родители, считавшие себя образцовыми, на самом деле через ребенка удовлетворяли свое тщеславие. Чрезмерно хваля ребенка, они одновременно предъявляли высокие требования.  Не интересуясь истинными переживаниями ребенка.  А ребенок не успевал за амбициями родителей. Они считали его таким способным, но он себя таковым не ощущал. Его пугало то, что он должен соответствовать все растущим ожиданиями родителей. А родители очередной похвалой и восхищением успокаивали его.

Теперь во взрослой жизни, для него быть любимым-означает снова соответствовать завышенным ожиданиям, скрывая свое несовершенство, только так он может существовать. Причем, теперь он сам берет «высокую планку», ставя себе эти требования. По фильму, жена и является источником энергии жизни, творения. 

Происходит «количество против качества»: так как он не верит, что похвала соответствует истине, воспевание его талантов не убедительна для него. Больше всего, ему хочется соответствовать ожиданиям, поэтому ему требуется как можно больше подтверждений его исключительности. В фильме это хорошо иллюстрируется: муж подсевший на иглу «искусства», готов ради восхвалений практически на все, на кон ставится все, что бы еще раз получить «дозу».  И как еще одно проявление зависимости, он хочет больше и больше, даже если ему это стоило разрушения близких отношений, угрожало безопасности, здоровья себя, близкого человека и других людей. «Если меня не хвалят вновь и вновь, то они догадались, что я вовсе несовершенство.  Поэтому мне нужно непрерывное восхищение. Не важно, чего стоило для меня добиться успеха, главное, чтобы все видели мои достижения», - думает он.

 Последние фразы из фильма описывают «формулу» их любви:

Жена говорит:

- прости, что мне так мало было твоей любви…

А муж отвечает:

 -прости, что мне так много любви нужно было от тебя…

 

Гузаль Моторина
Портал «Клуб Здорового Сознания»
2015 - 2024


Карта сайта

Email:
Связаться с нами