Работа в психологическом консультировании больше, чем многие другие связана с мировоззренческими аспектами. Осуществление этого вида профессиональной деятельности невозможно без внутренних глубоких представлений о том, что есть человек, как устроена жизнь и проч. Есть огромная область профессиональных близких к мировоззренческим знаний, которые делают возможной помощь другим людям.

Но случается так, что жизнь психолога кабинетом не ограничивается. Есть и другие сферы жизни, которые нас затрагивают, в которые мы включаемся и не можем оставаться равнодушными. Тут ещё вспоминается пресловутое «ты ж психолог», которое подразумевает, что в повседневной жизни мы должны оставаться такими же всё понимающими и всё принимающими, как и в терапевтической позиции. Но это не так!

Ведь такое влияние мировоззрения на терапевтический процесс существовало всегда. Тут скорее про ситуации, когда клиент и терапевт оказываются «по разные стороны баррикад». Помню, как во время учёбы в университете одна из наших преподавателей делилась опытом о том, как ей глубоко религиозной женщине работается с атеистами. Это не ограничивает круг клиентов, это накладывает определённые особенности на сам процесс. Требует силы души, наверно так.

Я думаю, какая ещё полярность мнений может особенно сильно «сыграть» в установлении терапевтического контакта. Гринпис-вегетарианство и циничное демонстративное использование животных ресурсов. Какие ещё могут быть примеры? Но для мена, конечно, особенно важна история про политику и общественные движения. С той враждебной поляризацией современного российского общества с этим же почти совсем беда. Некоторые из нас, правда, по разные стороны идеологических баррикад.

Имеет ли право психолог на подобную идеологию? А если у него её нет, то что он за тряпка? Что ощущаешь, когда напротив тебя сидит и ждёт помощи человек, которому ты в других условиях и руки то не подал бы? Что делать с этими чувствами? Влияют ли они на процесс работы?

Мы можем сказать, что нам как бы для психологической помощи это мировоззрение и не очень то важно. Что же тогда получается? Если мировоззрение – это то, что наполняет человека, то мы вынуждены работать с пустым сосудом? Только с формой, не затрагивая суть?

А клиенты? Важно ли для них наше мировоззрение? Задаются ли они вопросом, к какому лагерю относит себя их «врачеватель душ»? Важна ли им эта информация? Или первичны только профессиональные качества?

Это всё то, что вертится в голове и очень хочет найти ответы.

Расскажу немножко про свой личный опыт. Мне пока везёт несказанно. Прямо или косвенно я не получаю от своих клиентов информацию о не совпадающей с моей их политической ориентации. Бывает наоборот. Как-то клиентка жаловалось на то, что такое важное событие случилось – Ходорковского выпустили, а поделиться этим не с кем. Я эмпатийно не моргнула и глазом. Но душа моя танцевала и благодарила свою судьбу!!!! Как здорово помогать тем, кто разделяет твои человеческие убеждения. В два раза больше очков в карму.

Ещё совсем недавно ходила на какие-то семинары и конференции, не особо задумываясь об «идеологии» ведущих и организаторов. Но как-то семинар по домашнему насилию закончился обсуждением того, что мы говорим детям дома одну правду, а в школе им навязывают другую. И очень больно. И хочется их от боли защитить. Закончилось всё настоящей эйфорией общего взгляда на общественно-политическую обстановку. И от этого много удовольствия и радости.

Но если речь об этом не заходит, а человек выполняет свои обязанности хорошо, ну что же, ок, и так тоже нормально.

Много вопросов и совсем нет ответов.

2015-04-05
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?