Использование загадок и «данеток» в мифодраме

Учебная группа по мифодраме «Проводник в мир мифа», одной из целей которой является развитие мифодраматического инструментария, рождает все новые плодотворные идеи. Использование загадок и их отгадывание в форме игры в «данетки» - одна из них.

На вскидку, загадки в мифодраме могут быть использованы двояко: в качестве разогрева, знакомящего группу с текстом, и в качестве тренировки у ведущего навыков интервьюирования участников.

По мнению многих литературоведов (например, С.З. Агранович), изначально загадки имели как минимум две отгадки: одну, относящуюся к миру сакральному, и вторую, относящуюся к миру профанному. Даже если отгадка была одна, само построение загадки отсылало отгадывающего к мифологической картине мироздания: «Когда мир творился, дуб повалился, и теперь лежит». Здесь отгадка - «дорога» - имеет как профанный (путь из пункта А в пункт Б), так и сакральный (разделитель миров и проводник в иной мир) смысл. Соответственно, в качестве тематического разогрева и как способ введения группы в текст, загадка должна соотноситься с темой будущей мифодрамы и апеллировать к тексту мифа или к мифологической картине мира.

Во многих случаях загадки присутствуют в мифологии или фольклоре. Приведунесколько примеров.

Говоря о греческой мифологии, можно вспомнить загадку сфинкса: «Что за существо ходит на четырех ногах утром, на двух днем и на трех вечером?» Традиционная ее отгадка («человек»), в общем-то, сугубо профанная (и здесь сознательная ее профанация Эдипом приводит к самоуийству сфинкса), но при ее постановке легко можно вывести группу на размышления о линейном и циклическом времени.

В скандинавском мифодраматическом цикле просто напрашиваются на постановку в качестве разогрева скальдические стихи — висы. Например, Эйвинд Погубитель Скальдов говорит о том, что датский конунг Харальд Серая Шкура скуп и зарывает золото в землю:

Было время, скалы
сокольи мы просом
Хрольва украшали
при Хаконе, воин.
Ныне ж помол Меньи
враг норвежцев в чреве
матери властителя
Мьёлльнира запрятал.
Для понимания этой висы нужно знать: легенду о том, как конунг Хрольв Жердинка уходил от преследования врагов, разбрасывая золото («посев Хрольва»); легенду о том, что у конунга Фроди была мельница, которая при участии рабыни Меньи намалывала золото («помол Меньи»); миф об обретении Тором молота Мьёлльнира; наконец, надо знать о родственных отношениях Тора и богини земли Ёрд. Для понимания кеннингов необходимо знание мифологии.
Если такого знания у группы еще нет, можно использовать ресурсы ассоциативного мышления.
В цикле о Фаусте я использовал для разогрева загадку Мефистофеля о шуте:
Что ненавистно и желанно?
Что нужно и ненужно нам?
Что изгнано и под охраной?
Что и сокровище, и хлам?
Пред кем в душе дрожат вельможи
И кем пренебрегают в слух?
Кто жмется к твоему подножью
Верней и ниже всяких слуг?
Эта загадка напрямую выводит нас на тему шутовства, трикстерства, на понимание шута как альтер-эго короля, на тему заместителя царя-жреца и т.д.

Для введения группы в библейский контекст в интернете можно найти ряд загадок, относящихся к Библии. Например: «ключ деревянный, врата водяные, заяц убежал, охотник утонул» (исход евреев из Египта).

При агиодраматической работе с легендой о Петре и Февронии я использовал для разогрева загадку Февронии: «отец мой и мать ушли плакать взаймы, брат же мой пошёл через ноги смотреть смерти в глаза» (родители ушли на похороны, а брат-древолаз собирает дикий мед).

Если в текстах мифов нет загадок, директор легко может сконструировать разогрев самостоятельно. Для этого можно использовать алгоритм построения игр, в народе именуемых «данетками», когда ведущий рассказывает эпизод из истории или ее окончание, и предлагает группе восстановить историю, задавая ему вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Например, если загадать группе «какая птица заставила камень плакать?», то с помощью таких вопросов группа довольно скоро выходит на новозаветный эпизод отречения Петра.

«Данетки» также можно использовать в учебном процессе в качестве тренировки навыков интервьюирования у ведущего мифодрамы. В этом случае такая игра служит моделью того, как выдвигаются и отвергаются терапевтические гипотезы.

 

2015-12-06
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?