Невроз практически стал болезнью современности.

Каждый норовит достигнуть идеальных форм, идеальных знаний, идеальных ощущений.

Невротик не претендует на переделку другого, он «берется за работу по переплавке в высшее существо самого себя».

Всякий ли способен это выдержать?

Невротик словно желает вырасти безупречным в небезупречной среде…

Но он уже вырос и сформировался в той среде, где он есть, но он как будто протестует, не принимая действительность.

Неврозу способствует утрата «вкуса к жизни», потеря удовольствия от простых вещей, но истинная причина не в проблеме, а в том, что невротик хочет ее решить немедленно!



Невротик живет по принципу стать самым-самым. Он не может стремиться просто «стать честнее, а желает достичь абсолютной честности», не просто стать свободнее в каких-то аспектах жизни, ему нужна абсолютная свобода и такая же тотальная всеобъемлющая любовь.

Как пишет Хорни «различным Надо недостает нравственной серьезности искренних идеалов».

Надо носит принудительный характер. Идеалы заставляют, вызывая невроз как реакцию на неспособность осуществиться «здесь и сейчас».

Как правило люди знают чего не хотят (чего им не надо), но они часто не могут сформулировать свои истинные желания, т. к. они задавлены «тиранией Надо».

Наши «не надо» скрывают «надо» от нас самих.

Мне не надо славы, не надо денег – говорят люди, и не всегда это не правда, порой людям достаточно признания в узком, например, профессиональном, кругу, любви мужа / жены, средств, чтобы было достаточно на необходимое.

Но девиз Надо «полюбить так королеву, проиграть так миллион!»

И тогда НАДО миллион денег, славы мирового масштаба и тотального поклонения сотен женщин / мужчин.

Хорни пишет «в покорности Надо ровно столько же свободы, сколько в «добровольном» сотрудничестве с диктаторским режимом или в его восхвалении. В обоих случаях следует немедленная кара, если мы не выполним ожидаемого от нас. В случае внутренних предписаний – это ужасная эмоциональная реакция несостоятельности, содержащая полный набор тревоги, отчаяния, презрения к себе и саморазрушительных импульсов. Постороннему наблюдателю она может показаться несоразмерной тому, что ее вызвало. Однако она полностью соразмерна тому, что значимо для индивида».

Пока внутреннее надо человека соответствует реальности его функциональность не нарушена, но когда возникает ситуация выбора и происходит столкновение двух противоречащих друг другу Надо нормальное функционирование нарушается.

Например, женщина под влиянием Надо требует от мужа и хорошо зарабатывать и в то же время достаточное время уделять ребенку.

А мужу что, разорваться? Тут уж или работа день и ночь или … придется от чего-то отказаться.

Порой в этой ситуации люди буквально отказываются от себя.




Внутренний конфликт вынуждает их идти на компромисс.

Так, многие женщины под влияниям Надо пытаются быть идеальными во всем, забывая, что они просто живые люди с ограниченными в общем, возможностями.

Тирания Надо буквально распластывает человека между тремя Надо: свободы, любви и власти.

И человек пытается соответствовать всем трем Надо сразу.

В таких обстоятельствах человек воспринимает любую просьбу как покушение на его личность, на его свободу, как тиранию другого, не подозревая, что тиран у него внутри.



А что дальше?

Хорни пишет: «Надо все больше снижают непосредственность чувств, желаний, мыслей и верований – то есть способность ощущать свои собственные желания и т.п. и выражать их».

«Чувства – самая живая наша часть, и если они вынуждены подчиняться диктатуре, в глубине нашего существа возникает глубокая неуверенность, которая неизбежно уродует наше отношение ко всему внутри и вне нас».

Мне кажется, что эти слова наиболее емко отражают те искажения, которые формирует в психике «Надо».

Самоуважение и уверенность для невротика недостижимы, ведь он не соответствует своим «Надо», но парадокс заключается в том, что даже в случае достижения своего «Олимпа» невроз не отпускает, потому как уверенности как не было, так и нет.

Хорошо известно, что неуверенные в себе люди используют две стратегии поведения – или глубокая защита (отстранение, уход), т. е. обесценивание себя или возвеличивание себя.

Как пишет Хорни о невротике «Богоподобный в своем воображении, он лишен обычной земной уверенности в себе, которой обладает самый простой пастух. Высокое положение, до которого он может подняться, слава, которую он может обрести, делают его самонадеянным, но не приносят ему внутренней безопасности. Он по-прежнему чувствует себя ненужным в глубине души, легко обижается и нуждается в нескончаемых подтверждениях своей ценности. Он может чувствовать себя сильным и значительным, пока у него в руках власть и влияние, пока его поддерживают хвалой и почитанием. Но все эти чувства избранности легко пропадают, когда, среди чужих людей, эта поддержка отсутствует, когда он терпит неудачу, когда он предоставлен сам себе».

 Ее же словами хочется всем напомнить, что

«Царство небесное внутри нас, его не заталкивают в нас снаружи».

Невротическое развитие есть результат ранних неблагоприятных обстоятельств, вынуждающих невротика отчуждаться и расщепляться на богоподобного и ничтожного.

Различные «Надо сами по себе не имеют объективной ценности, а могут иметь только субъективную, служа невротическим целям».

Если человек утрачивает свой путь, перестает быть верным себе, то он утрачивает свои истинные ценности.

«Как только мы пускаемся в погоню за славой» - пишет Хорни, - «мы перестаем заботиться о верности себе.

Гордость невротика ложна, ибо его уязвленное есть тайна для него самого.

При ощущении стыда или унижения, «представляющейся неуместной или не соответствующей происшествию», говорит Хорни, «мы должны задать два вопроса: Что в данной ситуации вызвало такой ответ? Какая именно тайная гордость была при этом задета?»

Чаще невротик скрывает желание казаться.

Пропагандируя честность, невротик вовсе не стремиться быть честным, а стремиться, таковым казаться в глазах окружающих, и если это не удается, чувствует себя уязвленным, т. к. «его гордость пострадала от невозможности сохранить фикцию предельной, абсолютной правдивости».

Быть и казаться вовсе не одно и то же.

Быть есть бытие, самобытность, если хотите, а КАЗАТЬся указывает нам Надо.

Когда ваш внутренний тиран говорит вам «Надо», по сути он вменяет вам «Надо не быть».

И тогда «быть или не быть, - вот в чем вопрос…»



Этот вопрос и уводит нас от ответа, оставляя в тревожном молчании.

Когда вы говорите себе Надо, то лишаете себя возможности выбора.

Может нам для спокойствия достаточно знать каким Не надо быть.

В этом случае мы можем обнаружить установки Надо.

Предлагаю практическое упражнение, чтобы лучше понять свои установки НАДО.

Составьте список предложение следующего типа исходя из внутренних убеждений «не надо быть…, надо быть…»:

«Не надо быть злым, надо быть добрым»

«Не надо быть богатым, надо быть бедным»

«Не надо вертеться, надо быть смирным»

«Не надо кричать (заявлять о себе), надо молчать»

«Не надо давать, надо брать»…. и т. п. и т. д.

Так наши Надо скрывают истинные желания за масками доброты, бедности, смирения, молчания, или наоборот скрывают за привычкой брать подавленное желание давать.

Тирания Надо формирует в человеке не просто невроз, а может привести к состоянию «выученной беспомощности», в том случае, когда каждое Надо завершается неудачей.

И тогда Надо превращается в «Не могу», «Не умею», « Не хочу».

Но беда невротика в том, что он за «неудачей» не видит своих реальных достижений, ему все мало, ведь он все также не соответствует своему идеалу.

Сердюк Алевтина