Как не увязнуть в любовной аддикции? Спасатели и их жертвы.

👁 25



Как зарождаются отношения двух людей с зависимой личностной организацией?

Например, один говорит другому: "Я к тебе так привязался, что жить без тебя не могу", "Я умру, если ты меня бросишь".

Или же он просто может облечь свою потребность в другом человеке в просьбу о помощи, в дальнейшем разыгрывая сценарий Жертвы в отношениях.

Тот, который будет в дальнейшем разыгрывать сценарий Спасателя, ловится на эту наживку.

Жертву и Спасателя будет объединять потребность восполнить свои личностные дефициты, но так как им обоим, по сути, нечего друг другу дать, эти отношения обречены на распад (пустой сосуд не сможет наполнить другой пустой сосуд).

Какими мотивами руководствуется Жертва, чтобы привязать к себе Спасателя?

  1. Комплекс неполноценности (Жертва стремится всячески доказать себе свою состоятельность, а потому испытывает чувство зависти к тем, кого субъективно считает лучше себя, и чувство ревности к выбранному объекту внимания; на этой почве у Жертвы рождается навязчивая потребность стать лучшей для этого объекта, включается её спортивный, эгоистический интерес; Жертва желает одержать победу над Спасателем и утвердиться в своём превосходстве как над ним, так и над своими конкурентами).
  2. Страх покинутости (в душе Жертва испытывает дефицит любви, поэтому все её усилия в начале отношений направлены на то, чтобы привязать к себе объект внимания – Жертвой управляет бессознательный страх из детства быть оставленной матерью, страх одиночества, сопоставимый для неё с утратой жизненного смысла, обречённостью и страхом смерти: например, когда ребёнок заболевал, мать оставляла его маленьким одного в больнице или надолго отдавала пожить у бабушки, что воспринималось им как брошенность).
  3. Чувство стыда (когда привязанность к объекту внимания у Жертвы возрастает, она начинает пугаться этого; Жертва испытывает недоверие к людям, а потому ей трудно показать кому-то свою истинную сущность, проявить слабость, ранимость, открытость; показать слабость для Жертвы означает признаться в своём несовершенстве, отчего она испытывает сильнейшее чувство стыда; это чувство стыда и страх быть поглощённой партнёром, испытать боль покинутости, заставляет её дистанцироваться под разными предлогами (депрессия, работоголизм, увязание в промискуитетных отношениях); Жертва, с одной стороны, взывает о помощи, но продолжает удерживать дистанцию в отношениях.

Эти же мотивы управляют и Спасателем, только окрашены благородными порывами. Спасатель компенсирует чувство собственной неполноценности и страх покинутости свершением добра. Спасая, он ощущает своё превосходство и власть. Если Жертва со временем начинает стремиться к избеганию, то Спасатель хочет с ней слиться – он же пронизан идеей её спасения. Причиняя добро, деструктивный Спасатель желает сделать жертву беспомощной и зависимой от себя, причём часто этого даже не осознаёт (данный механизм объясняет, почему в созависимых отношениях алкоголик не может победить свой алкоголизм, ведь, если он справится с алкогольной зависимостью и станет здоровым, он перестанет испытывать нужду в своём Спасателе, а потому Спасатель продолжает бессознательно (или осознанно) культивировать его беспомощность и даже давать деньги на алкоголь или наркотики). Страх покинутости заставляет Спасателя сплетать паутину, в которой бы запуталась его Жертва.

Так и психолог, будучи Спасателем, может сознательно или неосознанно формировать зависимость клиента от себя. Стоит отметить, что не у каждого клиента формируется такая зависимость, а у клиента, имеющего выраженные дефициты личности, опыт зависимых отношений в прошлом и чувство обоюдной симпатии.



Таким образом, поначалу две дефицитарные личности притягиваются, но потом также быстро отталкиваются, как два отрицательных заряда, потому что им нечего дать друг другу и им обоим требуется курс длительной психотерапии.

Но часто, не понимая работу механизма дефицитарной психики, человек принимает за истинную любовь эмоционально-неустойчивое поведение партнёра: его импульсивность и агрессивность, депрессивность, патологическую ревность, тягу к изменам, его противоречивость, выражающуюся с одной стороны в желании близости, а с другой – в избегании.

            

Почему, несмотря на всю деструктивность и патологичность этих отношений, люди так за них цепляются?

Во-первых, как я уже писала выше, всё дело в их дефицитах – эти люди каким-то образом опознают себе подобных и ошибочно полагают, что «раз ты такой же, как и я, значит мы можем помочь друг другу» (они и правда могут помочь друг другу, если один из них – психотерапевт с проработанными комплексами, который не будет использовать слабости человека против него самого, не будет поощрять его зависимое отношение, а выносить его на поверхность для последующей проработки и личностного роста клиента).
Во-вторых, данный тип болезненных отношений культивируется в искусстве (в музыке, в кино) и преподносится как апогей человеческой любви. Этот принцип работает на подобии рекламы, формирующей комплекс неполноценности – «если у тебя этого нет, значит ты – неудачник».
И в-третьих, такие отношения неустойчивы и строятся на высокой интенсивности чувств. Установлено, что при этом в крови человека фиксируется повышенное содержание фенилэтиламина. В экспериментах на животных было выявлено, что введение фенилэтиламина вызывает состояние быстрого возбуждения, подъём духа, адреналин. Последующая отмена этого препарата после нескольких дней введения сопровождается появлением признаков отнятия (в такие периоды человек может ощущать спад настроения вплоть до депрессии и суицидальных мыслей).

Происходит то же самое, что и у наркомана, когда период кайфа от введения наркотика сменяется ломкой и острой потребностью в новой дозе.

Не редко Спасатель может ударяться в религию и быть моральным мазохистом, ощущая своё величие и грандиозность от приношения себя в жертву.

Садист движим немного другой идеей. Так, Лев Троцкий в одноимённом сериале, берёт на себя функцию бога – он решает, кто должен жить, а кто должен умереть, а принесённые жертвы оправдывает революционной борьбой за улучшение жизни всего народа. Однако палач, который убивает палача, в итоге становится таким же палачом и суть власти никогда не меняется.

В какой-то момент, устав быть Спасателем, человек становится Жертвой и проигрывает этот сценарий на протяжение всего своего существования.

Дорогие читатели, благодарю Вас за внимание к моим статьям!

Чтобы получить  мою консультацию, позвоните по номеру +7(919) 324-75-26 или  перейдите по ссылке

2017-12-07
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?