«Кино – это управление невыразимым» (И. Бергман).

 Кинотерапия – это просмотр специально подобранного кинофильма с последующим его обсуждением с участием психолога. Известно, что просмотр фильмов может иметь сильный терапевтический эффект и вполне способен помочь справиться с насущными проблемами.

Каждый человек имеет свои способы понимания жизни и происходящих в ней событий. Все это мы можем наблюдать при работе с содержанием художественного фильма: сколько участников в кинотерапевтической группе, столько фильмов и будет увидено. Каждый участник увидит результат его личного восприятия, обусловленного его прошлым опытом. Поэтому при конотерапии и возможен выход за пределы схем своего восприятия. «Кино работает как зеркало, в котором мы можем увидеть себя и свои поступки и сделать выводы. И зеркало у каждого свое» (Р. Гир).

Цели кинотерапии:

- проживание актуальной ситуации;

- переосмысление собственных проблем;

- развитие объективного наблюдения себя;

- развитие выражения эмоций;

- переоценка своих и чужих мотивов.

Этапы кинотерапии – 1) выбор подходящего под заданную задачу фильма (он должен являться высокохудожественным произведением, иметь строгую и чёткую тематическую линию); 2) просмотр; 3) обсуждение.

После просмотра высказываются (добровольно!) все желающие, сообщая о том, что запомнилось из фильма, что вызвало наибольшее впечатление. Особое внимание при обсуждении фильма уделяется главным героям, анализируются чувства, мысли, реакции, которые вызвали у участников тренинга те или иные персонажи. В процессе просмотра фильма человек сливается с одним из героев, если ему близко настроение персонажа или ситуация, которая обыгрывается. Анализ поведения и мотивов поступков персонажей помогают зрителю выразить те мысли, которые трудно было передать словами. Затем психолог обобщает высказывания участников группы, без обращения к личностям, дает перечень чувств и проблем, которые вскрыл фильм.

Кинотерапия в семейном консультировании.

Фильмы с романтическим сюжетом провоцируют выработку гормона прогестерона, отвечающего за радость от близости с любимым человеком. Просмотр мелодраматических фильмов может иметь настолько сильный терапевтический эффект, что вполне способен помочь справиться с насущной семейной проблемой.

Иногда супружеским парам, приходящим на семейное консультирование, я подбираю и рекомендую конкретные фильмы из своей так называемой «картотеки кинотерапии», подобранной под различные проблемы для совместного просмотра. Это всегда – единое пространство с единым эмоциональным полем, позволяющим сформировать единую точку зрения на вопросы, затрагиваемые в фильме, или прийти к ней в результате спора и обсуждения.

Ситуации, в которые попадают другие пары героев в фильме, наблюдаемые зрительской парой, позволяют взглянуть со стороны ей и на свои проблемы, соотнести их со своими ситуациями, со своими похожими жизненными эпизодами и выработать иную оценку, иной взгляд на них.

Просмотр фильмов по семейной тематике для пары, испытывающей семейные проблемы или кризисный период, дают огромный шанс укрепить отношения, а порой и спасти брак.

Кинотренинг.

Кинотренинг в организации - разновидность кинотерапии, может быть применен для решения различных организационных задач.

Я предложила руководителям и сотрудникам провести кинотерапию или кинотренинг. Тему определить можно либо руководителю, либо в ходе свободного обсуждения в коллективе, либо анонимным голосованием среди сотрудников.

Исследование эффективности кинотренинга в коллективе.

1) Проведен сеанс совместного просмотра фильма с его последующим обсуждением.

2) Спустя 2 недели проведено следующее анкетирование.

Анкета.

«Уважаемые коллеги! Для определения эффективности проведённого кинотренинга просьба анонимно ответить на вопросы - проставить напротив вопроса галочку в графе, соответствующей вашему ответу.                               Заранее спасибо.»

3) Анкеты были обработаны, после чего я ознакомила с результатами руководителей структурных подразделений.

«Уважаемые коллеги, руководители структурных подразделений!

В одном из структурных подразделений был проведен кинотренинг, посвященный командообразованию в коллективе (23.09.2015, с 12 до 14 час., в актовом зале). Принимали участие сотрудники, работающие в одном кабинете (и никого кроме них), всего – 9 человек.

Знакомлю Вас с результатами проведённого опроса.

 

Вопрос

да

 

не могу определить

 

нет

 

1

 

Оставил ли фильм последующее впечатление у Вас (вспоминался ли он Вам спустя некоторое время после просмотра)?

8

 

-

 

1

 

2

 

Были ли в фильме эпизоды, в которых Вы узнали какую-либо конкретную ситуацию своего коллектива?

6

 

2

 

1

 

3

 

Увидели ли Вы в фильме иную позицию на какую-либо актуальную для Вас жизненную ситуацию?

5

 

2

 

2

 

4

 

Позволил ли фильм переосмыслить, переоценить какую-то вашу проблему?

4

 

1

 

4

 

5

 

Спустя некоторое время после фильма проявили ли Вы себя по-новому в какой-либо ситуации, вспомнив о фильме?

3

 

2

 

4

 

6

 

По вашим ощущениям - изменилась ли атмосфера в коллективе после просмотра фильма? Если да – напишите по возможности: как именно?

-

 

3

 

6

 

7

 

Изменилось ли ваше представление о понятии «коллектив» после фильма?

6

 

-

 

3

 

8

 

Видите ли Вы пользу для вашего коллектива в проведении таких кинотренингов?

7

 

-

 

2

 

9

 

Есть ли желание ещё принять участие в кинотренинге?

5

 

1

 

3

 

Если Вы захотите провести такое же мероприятие в своём коллективе – свяжитесь со мной.»

 Кинотерапия по запросу руководителя

Пример 1. В организации психологу поступил сигнал о неблагополучной психологической обстановке в одном из подразделений. Психологом была осуществлена рассылкасотрудникам «Психология малой группы».

Рассылка «Психология малой группы»

«Малые коллективы, члены которых поддерживают между собой не просто непосредственные, но еще и эмоционально окрашенные дружеские контакты, называются первичные. Обычно они включают в себя от двух до пяти человек, объединенных общностью целей и норм поведения, личными интересами, неформальным контролем.

Наиболее близкие и равноправные отношения между участниками складываются в диадах и триадах, т.е. группах, состоящих из двух-трех человек.

Диады легче всего разрушаются, но когда все хорошо, отношения приносят наибольшее удовлетворение их членам. В триаде рано или поздно может произойти сближение между двумя и исключение третьего, который может играть роль посредника, оппортуниста или властителя.

В рамках квартетов и квинтетов могут обосабливаться пары с более тесными взаимосвязями; возникать структуры типа "звезды" с центральным участником, диктующим остальным свою волю, либо "цепочки" с ослабленными контактами. Пример взаимодействия в коллективе из четырех человек можно проанализировать на материале фильма «Поздний квартет» (США, 2012 г.). У кого есть желание – можно посмотреть этот фильм в КПР частями по полчаса в обеденный перерыв.

Малый коллектив проще превратить в хорошо взаимодействующее целое, внедряя самоуправление. Самоуправляемые коллективы могут различаться по такому специфическому признаку, как степень коллективности принимаемых решений. Если она минимальна, то совместно определяются только основные направления деятельности, которые в дальнейшем конкретизируются в индивидуальном порядке, и каждый действует независимо друг от друга. В других случаях самостоятельно определяется также и то, кто чем будет заниматься, текущая деятельность не всегда координируется, члены коллектива лишь в необходимых случаях оказывают друг другу требуемую помощь.

Конфликты – это неотъемлемая часть жизни коллектива, они показывают о назревших противоречиях в системе. Конфликты происходят, когда сталкиваются наши интересы, потребности, они могут быть конструктивными и деструктивными. Конструктивные - когда стороны ищут оптимальные пути выхода из них, конфликтующие стороны направляют усилия на поиски решения конфликтной ситуации, а не на взаимное обвинение. В сущности деструктивных конфликтов лежат зависть, ревность, желание самоутвердиться за счет другого, амбиции и т.п.; конфликтующие стороны не ищут путей решения данного конфликта, а каждый пытается доказать свою правоту, принижая и унижая противоположную сторону. В маленьких коллективах такие конфликты очень опасны, т.к. эмоционально могут взорвать обстановку и поляризовать коллектив на две враждующие группы, могут продолжаться достаточно долгое время и перейти в разряд законсервированных конфликтов.

Когда 1+1. Самыми сложными психологические условия признаны в коллективах, где минимальное количество членов коллектива (например, экипаж судна, космического корабля, полярники на зимовке и т.д.). При тесном взаимодействии в маленьких коллективах может наблюдаться рост напряженности и конфликтов. И здесь уже самоуправление не срабатывает – не достаёт «второстепенных элементов», непроизвольно регулирующих вектор основного накала, растворяющих сгустившуюся концентрацию негатива. Возникает усталость от постоянного общения с одним и тем же человеком. Где двое - особая трудность, потому что нет "громоотвода", нет буфера, прослойки, смягчающей прямой эмоциональный диалог. И даже когда диалога уже нет, он на самом деле продолжается – молчаливо, мысленно, изнуряя, забирая силы, доводя до эмоционального измождения. Когда некуда деться, скрыться, невозможно изменить накаленную атмосферу. … Если вам трудно в своем маленьком коллективе - посмотрите фильм А. Попогребского "Как я провел этим летом" (2010 г.) о коллективе из двух человек (на картинке кадр из фильма). У В. Гёте есть высказывание: «Из двух ссорящихся более виновен тот, кто умнее».

Благоприятный психологический климат. Каковы основные признаки?

Доверительные отношения; высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения, т.е. демократический стиль взаимодействия; достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива; принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из его членов.

Приглашаю на мини-тренинг «Ветер перемен».»

Конец рассылки. Через несколько дней тренинг состоялся.

 

Пример 2. В одном из подразделений неожиданно образовалась вакансия. В процессе перераспределения текущих обязанностей на оставшихся сотрудников и подбора нового сотрудника в коллективе сложилась тревожная обстановка. Руководителю был предложен кинотренинг - просмотр фильма «Поздний квартет» (США, 2012 г.). Фильм - о музыкальном коллективе. Но законы коллектива, законы развития в группе, они – унифицированные, одни и те же – и в коллективе музыкантов, и в коллективе офисных работников. Потому что это всегда – вопрос баланса личных интересов и общественных, степени идентификации себя с социумом.

Было предложено на примере этого музыкального коллектива понять и осознать своё место в своём коллективе, степень своей растворённости в нем и степень автономности своей Самости.

В фильме удачно освещены:

- ситуация ухода одного человека из устоявшегося коллектива,

- тема перераспределения функция среди оставшихся членов коллектива,

- тема личных интимных отношений в коллективе - что допустимо, что не допустимо,

- проблема выбора, чем можно поскупиться, пожертвовать ради общей цели, ради сохранения коллектива,

- разные способы ухода из коллектива – спонтанно или подготовив себе замену, чтобы сохранить коллектив успешным и после своего ухода.

Подробно была обсуждена заключительная сцена фильма, где в условиях принятия экстренного решения каждый участник квартета пошел на компромисс ради общей цели - успешного завершения концерта.

 При совместном просмотре, в едином пространстве с единым эмоциональным полем, формируется единая точка зрения на вопросы, затрагиваемые в фильме. Ситуации, наблюдаемые в фильме, происходящие с героями фильма, позволяют взглянуть на свои проблемы как бы со стороны, соотнести их с ситуациями и эпизодами из своей жизни, выработать иную оценку, иной взгляд на них - «Кино дает возможность без всякой опасности испытать восторг, страсти и желания, которые в обычной жизни обязательно подавляются!» (К.Г. Юнг).

 

 

 

 

2016-09-07
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?