В последнее время я нашёл ещё один отличный способ заниматься благотворительностью. Прошёл обучение на больничного клоуна. И вместе с компанией волонтёров-энтузиаством мы периодически посещаем различные медицинские учреждения.
Я пока что в больничной клоунаде новичёк. Однако наша последняя активность была замечена СМИ. Ещё совсем недавно, в декабре 2015 года, был показан сюжет по новостям. А в январе 2016 о нас написали в газете.
Мой текст - миниинтервью выделен подчёркиванием.

 

Страх, тревога, отчаяние — все то, что теперь обозначают словом «стресс», — могут вы­звать заболевание, а уж усугубить его — и подавно. Это относится не только ко взрос­лым, осознающим сложность своего положения, но и к совсем маленьким детям. Незнакомые стены больницы, оторванность от мамы, семьи, привычных игрушек, друзей, горькие лекарства, уколы, а то и более тяжелые, порой агрессивные по воздействию методы лечения вводят ребенка в депрессию, провоцируют истерики, что, конечно же, не способствует выздоровлению. А самыми страшными кажутся слезы такой надежной, такой спокойной, такой всемогущей ранее мамы.

В 1986 году впервые в штатном расписании больниц США появилась должность больничного клоуна. Вскоре клоуны пополнили медперсонал детских больниц и реабилитационных центров Канады, Франции, Израиля, Бразилии.

В гораздо большем количес­т­ве стран в медицинских цент­рах на общественных началах работают волонтеры. Говорят, в Минске такой клоун появился почти четверть века назад. Кем он был, теперь уже и не помнят. Но в 2008-м

в Гомеле по образцу италь­янской Ассоциации больничных клоунов при финансовой поддержке Программы малых грантов Посольства США в Республике Беларусь была создана волонтерская группа «Фанни ноуз», что в переводе означает «Смешной нос». То, что первым идею подхватил Гомель, вполне объяснимо: катастрофа в Чернобыле тяжело отразилась на здоровье всех поколений, в том числе на хрупких организмах детей. Примеру гомельчан последовали минчане, создав свое отделение «Смешного носа». Курсы, самостоятельная учеба, тренинги, знакомство с основами медицины, психологии, актерского мастерства, обмен опытом с коллегами из Италии, России, Японии. В то же время поиск своего пути. И если кто-то делает основной упор на язык жестов, цирковые фокусы, актерское мастерство, то минчане приоритетом избрали психологию ребенка.

В небольшой зал Республиканского детского хирургичес­кого центра группа клоунов зашла после часового концерта активистов РОО «Белая Русь» Первомайского района, когда маленькие зрители уже подус­тали. Казалось бы, завести их после мажорной музыки, жизнерадостных песен, щедрых дедморозовых подарков будет трудно. Тем более клоуны вошли тихо, нарочито робко, как входят в незнакомую компанию дети. Осторожно поставили на пол свои видавшие виды чемоданы и сами уселись тут же. Молча. Так же молча хит­рющий клоун Асясь стащил у коллег их багаж и уселся на горку кофров. Первыми словами жадины были «не отдам!» в ответ на требования девчонок Пчелки и Мими вернуть их доб­ро. Смысл сценки был понятен даже самым маленьким, но и у старших он вызывал восторг знакомостью ситуации, угадываемостью характеров, предсказуемостью дальнейших действий по усыплению бдительности Асяся и установлению справедливости.

Действие развивалось спокойно. И тем не менее втягивало ребят, превращая их из зрителей в соучастников. Дети пели песни о бабусиных гусях, запускали в воздух вместо бабочек голубые хозяйственные пакетики. Каждый был вместе с неуловимой для асясевского сачка Пчелкой, чувствовал себя коллегой озорной Мими и совсем не порицал незадачливого Асяся. Ведь этот якобы жадина был вовсе не злодеем, а добряком, шутником, своим парнем, в конце концов. С кем не случалось?

Клоунский Дед Мороз тоже очень хорошо вписался в компанию. Он не раздавал готовые подарки, а вместе с ребятами надувал длинные тонкие шарики-колбаски и сооружал из них собачек, цветы для девчонок, сабли для мальчишек. Были забыты кресла, публика высыпала на «арену», смешалась с клоунами, организовала мушкетерские дуэли на дутых саблях, прогулки с такими же дутыми собачонками и всякие другие игры, которые придумывались вроде как сами собой. Медицинские сестрички получали игрушки для тех, кому не разрешалось еще выходить из палат. И призываемые на обед, забывшие о больничном расписании пациенты старались задержаться возле клоунов, скандировали им «спасибо!», напоминали, что надо приходить чаще.

— Что это было? — спросила осчастливленная незабудкой из шарика наш корреспондент. — Как простенькая сценка могла так заворожить не только ребят, но и взрослых?

Павел Тимошук, руководитель группы, инженер-конструктор:

— Самое главное — быть искренним. Мы не разговариваем с малышами с высоты своего возраста, а сами становимся детьми с их страхами, обидами, переживаниями. Мы не назидательны, обходимся без нравоучений, без диктовки каких-то условий. Наша задача — вызвать улыбку у ребенка. А уж если дети громко смеются большой компанией — это здорово. Такие спектакли помогают ребятам познакомиться, подружиться, ведь они из разных палат, в разное время гос­питализированы. И то, что из этого зала они ушли веселыми и дружными, свидетельствует: свою задачу мы выполнили. Да и мамы отвлеклись. В повседневной работе посещаем палаты, часто индивидуально одного пациента, посоветовавшись с врачом, спросив предварительно согласия, ведь у человека, к примеру, может быть температура. Клоуны ходят парами, чтобы в случае непредвиденной ситуации позвать на помощь доктора. К каждому больному свой подход: с малышом разговариваем при помощи жестов, фокусов, известной ему мелодии. С подростками ведем разговоры о книгах, учебе, жизни.

Кирилл Будкевич, Дед Мороз, психолог-тренер, учредитель социально-просветительского учреждения «Семейный центр „Папа может“:

— Мне, наверное, легче, чем пока бессемейным коллегам, возвратиться в детство, потому что у самого подрастают трое. Главное — забыть, что перед тобой больные дети, и относиться к ним, как к обыкновенным ребятишкам. Но в то же время наша задача — снять страх перед новой обстановкой, лечением. Для этого мы в гриме, с красными носами заходим в палату хоть и в разноцветных, но медицинских халатах, со стетоскопами, градусниками и огромным насосом-шприцем. В пантомимах ставим друг другу воображаемый укол, делаем ситуацию комичной, даем ребенку возможность уколоть нас этим же оружием. Над страхом надо посмеяться, и он уйдет.

Виктория Андрейчикова, Мими, актриса, режиссер праздников:

— Два года назад я пришла на клоунские курсы для работы с больными детками. Однако, хоть я и актриса, стараюсь не играть, тем более не переигрывать, так как дети безошибочно чувствуют фальшь. Над сценариями нам помогает работать педагог, музыкант, тренер по клоунотерапии из Гомеля Инна Адарченко, девиз которой — простота и искренность. Мы стараемся создать атмосферу спокойствия, даже обыденности происходящего в больнице, уверенности в том, что лечение закончится и вернутся семья, школа, прежние радости и заботы…

Наталья Буковская, она же Пчелка, учительница начальных классов гимназии №  4:

— К занятиям клоунадой меня привели и профессия учительницы начальных классов, и любовь к цирковому искусству, но главное — вера в Бога. Я давно знакома с Павлом и его другом Алексеем, они люди верующие, православные. Я католичка, но у наших конфессий принцип творить добро един. Каждый сам выбирает, что ему сделать для людей. Мы решили помогать больным детям.

Алексей Луцевич, он же Асясь, электромонтажник:

— К нам попасть просто: через социальные сети, друзей, знакомых. Клоунаде и общению с ребятишками учатся на семинарах, курсах, тренингах. Главное — желание приносить добро и пользу. Кто не может непосредственно искусством, тот помогает материально. Мы не популяризируем себя, не просим, не публикуем банковских реквизитов. Да и нет их у минской группы, работаем вместе с гомельчанами. Но люди понимают, что даже на шарики нужны деньги, и перечисляют их, порой не называя своих имен. Спасибо за доброту.

Автор: Елена АВРИНСКАЯ

http://www.vminsk.by/news/271/77701/


Портал «Клуб Здорового Сознания»
2015 - 2024


Карта сайта

Email:
Связаться с нами