Вначале статьи хочу вспомнить эпизод из популярного когда-то советского фильма о трех мушкетерах.

На протяжении фильма, в котором Олег Табаков блестяще играет короля, не раз зритель слышит крик венценосной особы:



«Ля Шене! Ля Шене!», в ответ на который, словно из-под земли возникает верный слуга и с подобострастной улыбкой отзывается: «Я здесь, сир!».



Конечно, образ Людовика XIV гипертрофирован, но не так далек от реальности.

Такие люди не редкость и не редко они становятся такими вот солнечными родителями.

Пока ребенок мал, он любит родителя безусловной любовью и искренне восхищается «своим королем».

Все детское восхищение неукоснительно приветствуется и становится средой в которой буквально купается родитель и расцветает его нарциссизм.

Ребенок и его эмоции становятся не просто средой, а пищей – источником энергии.

Согласно биологическим законам, источник энергии на планете Земля – Солнце.

В этом смысле, семья, в которой формируются такие отношения между родителями и детьми – перевертыш.

Людовик, он, конечно, Солнце, да только, как говорится в известной поговорке «и на солнце есть пятна».

Безупречный родитель не так уж и безупречен, ведь его свет существует за счет восхищенных глаз ребенка, светит ярко, но, увы, не греет.

Но дети имеют свойство расти и достигая «злосчастного пубертата» они начинают обнаруживать те самые пятна на обожаемом Солнце.

И нет, чтобы молчали и молились на родителя, они вдруг начинают говорить, говорить о том, что «Король-то голый!».

В этот момент Солнце меркнет. Набегают тучки, а иногда случается солнечное затмение.

Яркое всемогущее Солнце чернеет, и иллюзия совершенства разбивается о реальность.

Это очень болезненная история, способная травмировать и без того неустойчивую психику подростка.

Крах иллюзии совершенства не укладывается в сознании.

Это не случайно, ведь до этого момента ребенок растет с абсолютным убеждением безупречности родителя.

Как правило такая картина поддерживается всеми родственниками. Формируется миф об идеальной семье, а в идеальной семье и отец и мать безупречны.

Такого родителя не в чем упрекнуть и все его поступки априори, правильны, ведь Солнце, есть Солнце!

Да только вот свет этого солнца находится в зависимости от восхищения окружающих его людей, в том числе детей.

Подрастая, ребенок ненароком начинает отбрасывать тень на солнечную персону родителя и вот тут он, не ведая того, сам «роет себе могилу», а точнее могилу своим лучшим качествам.

Венценосный родитель не способен вынести знание о собственном несовершенстве.

Ребенок, обнажающий короля, сильно рискует, ведь он приобретает свой взгляд на вещи. Взгляд меняется, он перестает быть тем источником, который создает сияющий ореол вокруг солнечного родителя.

Ребенок-зеркало вдруг словно в сказке заявляет невыносимую правду о том, что есть некто, кто «на свете всех милее и румяней и белее» – лучше родителя.

Из подобострастного слуги ребенок превращается в того, кто говорит правду.

Как тут не разбить «мерзкое стекло» - правда, невыносима для нарцисса, ему нужно зеркало в котором он видит свое безупречное отражение.

Здесь я приведу еще одну блестящую роль О. Табакова, хорошо иллюстрирующую поведение нарциссического родителя с теми, кто не согласен.

Думаю, все хорошо помнят яркую игру Табакова в роли няни мисс Эндрю.



Как говорят, «кто не с нами, тот против нас».

Примерно так мыслит обиженный и оскорбленный родитель-нарцисс даже в отношении своих собственных детей.

Эта роль О. Табакова великолепная иллюстрация к тому, как воспитывает детей «божественный родитель» - буквально по свистку и если не успел, то будешь ходить целый день голодным или «будешь много говорить» тебя посадят в клетку.

Не замечая и не признавая собственного несовершенства, родитель-нарцисс, в своем стремлении к идеалу, буквально дрессирует домочадцев.

 Такое воспитание очень напоминает опыты с крысами и током.

Ребенку предъявляют стимулы, а он выдает реакцию. Постепенно в голове у «ребенка-крысы» крепнут нейронные связи, которые заставляют его снова и снова искать стимул.

Что предъявляет такой человек миру? – Неадекватную самооценку, неуверенность, самосаботаж и полное непонимание собственной ценности не потому, что он что-то сделал или не сделал, не потому, что сделал хорошо или плохо, а потому, что просто есть.

Как принять себя, если внутри есть чувство отвержения? Чувство, что твоя правда и ты сам ничего не стоишь?

Принять себя возможно с тем, кто не принял тебя однажды, и скорее всего, потому, что сам чувствовал себя отвергнутым.

Приняв в себе теневые черты человек, усиливает свое Эго, становится увереннее и спокойнее.

Ведь тень, которая однажды упала на Солнце и есть его оборотная сторона, т. е. те черты, которые обыкновенный родитель не смог принять в себе, а ребенок их только отразил.

Но у короля свой указ!

Хочется также обратить внимание на интересный момент, связанный с ролью Табакова - мисс Эндрю - мужчина, переодетый в женщину, т. е. не женщина, да и король-то с женскими замашками. 

Не прячут ли некоторые мужчины в своей погоне к совершенству нереализованное женское, не скрывается ли за непринятием женщины, зависть к женщине (и наоборот)?..

Перед нами предстает тот, кто не принимает в себе свою противоположность.

Если вас что-то раздражает в ребенке / родителе (другом), загляните в себя!
Начинать надо с себя! Не с дрессировки, а с принятия.
Сердюк Алевтина