Сказки – это удивительный продукт человеческой психики. Сказки мифы и легенды существуют у всех народов. И это не случайно. Сказки носили и носят очень важную функцию. В них аккумулированы и зашифрованы знания, собранные тысячами лет. В те древние времена логика в жизни человека играла гораздо менее важную роль. Человек больше доверял своей интуиции, эмоциям, чувствам и поэтому имел доступ к своему бессознательному. Значительная часть собранных знаний, была сохранена в метафорах и символах. 

Сейчас мы больше внимания уделяем нашему сознанию, попытке рационально оценивать происходящие события. И поэтому теряем контакт с той информацией, которая приходит к нам из глубин бессознательного. 

Луиза Фон Франц писала «….не случайно сказки о герое-дурачке статистически чаще встречаются в «белом» обществе. Это происходит потому, что белые люди, обладая слишком развитым сознанием, потеряли былую гибкость и разучились принимать жизнь такой, как она есть».

А между тем, многие сказки, любимые нами в детстве, оказывают влияние на всю нашу жизнь, создав сценарий нашего поведения, через архетипы и архетипические сюжеты.

Так например, многие женщины проходят в своей жизни через сложные взаимоотношения с мужчинами в которых они оказываются в ситуации подавления, унижения, психологического и даже физического насилия. Именно благодаря таким отношениям женщины не раскрывают и не реализуют свой жизненный потенциал и часто принося себя в жертву, ради сохранения мнимого благополучия.

Этот классическое развитие событий зашифровано во многих сказках и носит название архетипа «Красавица и хищник». Да-да, именно, так. (Не путать с «Красавицей и чудовищем»- в этой сказке действует архетип «Спасительницы»). 

Наиболее известная сказка, описывающая это архетип – «Синяя борода».

Как вы помните в этой сказке богатый аристократ по прозвищу Синяя Борода сватается к одной из дочерей соседки, благородной дамы, предлагая матери самой решить, какую из дочерей выдать замуж. В страхе перед ним ни одна из девушек не решается выйти за него, подозревая в нем что-то страшное и порочное. Однако, завоевав сердце младшей дочери, господин играет с ней свадьбу, и она переезжает к нему в замок. 

Вскоре после свадьбы господин, собираясь уехать по делам, отдаёт жене ключи от всех комнат, в том числе от таинственной каморки внизу, под угрозой смерти запретив входить туда. В отсутствии супруга молодая жена не выдерживает, открывает дверь и обнаруживает там лужу крови и тела пропавших жён Синей Бороды. В ужасе она роняет ключ в лужу крови и, придя в себя, пытается оттереть кровь. Но поскольку этот ключ волшебный, у неё ничего не получается. 

Неожиданно Синяя Борода возвращается раньше времени и по волнению супруги догадывается, что она нарушила запрет. Увидев кровавое пятно на ключе, он выносит жене смертный приговор. Она просит у него семь минут, чтобы помолиться перед смертью, а сама посылает старшую сестру на башню следить, не приехали ли братья. У Синей Бороды кончается терпение, он хватает жену, но в этот момент приезжают её братья и убивают его. 

Основная сюжетная линия подобных сказок связана с тем, что героиня встречается с агрессором, манипулятором, который использует ее в своих целях. При этом, она не замечает этого, находясь во власти его очарования. Развитие событий подчиняется следующему сюжету:

· Знакомство героев. Она — неопытная девушка. Он — внешне привлекателен, но внутри опасен.

· Первые предупреждения. Окружающие, близкие люди предупреждают героиню, чтобы она держалась подальше от героя, или хотя бы была с ним осторожна. А порой и его поступки, начинают настораживать. Но она заинтригована его личностью, или находится под властью его чар 

· Он начинает проявлять свою власть над героиней. Он усыпляет её бдительность ласковыми речами и подарками. Она оправдывает его поступки (если они были явно неблаговидными), делает благодаря "розовым очкам" его образ более привлекательным для себя. Он делает всё возможное, чтобы изолировать её от тех, кто ей близок (друзей, родных и других людей). Постепенно (или сразу же с начала их отношений) Он приобретает над героиней полную власть. 

· "Розовые очки" разбиваются. Происходит некое событие, вследствие которого с "хищника" падает маска. Героиня убеждает в том, что живёт с агрессором, искусно обманывающим её. Она понимает, что находится в созданной им клетке, из которой нет выхода. Отчаянье героини. 

· Героиня не может бороться с "хищником" открыто. Силы их неравны. Она, понимая всю остроту собственного положения, затаивается. Она наблюдает за героем "трезвым взглядом", изучает его слабые места. Параллельно с этим, она накапливает собственную силу, устанавливает связи с потенциальными помощниками, планирует битву и собственное спасение. 

· Когда героиня полностью готова к битве, происходит решающая схватка. 

· Героиня побеждает "хищника" из последних сил, или в последний момент приходит помощь, или неожиданно появляется заклятый враг "хищника" и переключает на себя его внимание. Героиня свободна. Она стоит на пороге новой жизни, хотя пока ощущает усталость. Но — впереди новая жизнь. 

Таким образом, основной смысл этого сюжета – это инициация героини, выход из под власти своих иллюзий, умение видеть теневые стороны людей и многоплановость жизненной ситуации. Она приобретает жизнестойкость, повышает стрессоустойчивость, учиться побеждать.В сказке, все заканчивается в финальной битвой героине за свое освобождение из которая она выходит победителем. Однако в реальной жизни, часто все оказывается не так. Причин этому несколько:

Женщина отказывается снимать «розовые очки», продолжая верить, что ее избранник всем хорош, просто у него сейчас «сложный период». Именно по этому, женщина, длительное время остаются рядом с пьющим мужчиной, истязающим ее и детей. Или очередной раз ввязываясь в отношения с женатым мужчиной, убеждая себя, что в семье его не понимают, а она сможет дать ему тепло и заботу … и оказываясь в проигрыше…2. Женщина прерывает негативные отношения. Однако, вывод, который она при этом делает касается собственной несостоятельности, неумения «терпеть и работать над отношениями». При этом, она задает себе вопрос «Что со мной не так?» и опять ввязывается в подобные отношения, пытаясь доказать обратное. Заниженная самооценка, вызванная прошлыми отношениями, играет с ней злую шутку, и она так и ходит долгое время по кругу, накапливая негативный опыт и полностью разочаровываясь в себе.

3. Постоянные манипуляции и подавления истощают силы женщины настолько, что у нее уже нет сил сопротивляться. Ее самооценка и личность разрушены и она просто продолжает свое нелегкое существование.

Таким образом, женщина оказывается в ловушке архетипа, не имея возможности взглянуть на ситуацию по-другому. Это часто связано с тем, что установки, заложенные в детстве родителями или социальными стереотипами, четко совпали с сюжетной линей подобных сказок. А, следовательно, проросли своим корнями в бессознательные глубины, определяющие неосознаваемые влечения и затронули вершины сознания, включающие в себя рациональные мотивы нашего поведения. И женщина не может самостоятельно выбраться из этого замкнутого круга. 

Для того, чтобы сделать это необходимо установить контакт со своим бессознательным, для того, чтобы увидеть его содержание и найти новые решения, определяющие наш жизненный путь.

Таким образом, заложенный в сказке сценарий, становится сценарием нашей жизни и определяет наш путь, нашу судьбу…