Криптомнезия – (от греч. kryptos скрытый, тайный + mneme память, воспоминание) вид искажения воспоминаний, который характеризуется тем, что человек не может вспомнить, когда было то или иное событие, во сне или наяву, написал ли он стихотворение или просто запомнил когда-то прочитанное, был ли он на концерте известного музыканта или только слышал разговор об этом. Иными словами, забывается источник той или иной информации. Чужие идеи, чужое творчество когда-то воспринятые человеком, через некоторое время осознаются как свои.
Криптомнезия возникает, когда возвращается забытое воспоминание, однако не признаётся в качестве такового субъектом, который полагает, что это что-то новое и оригинальное. Это смещение в памяти, в результате которого человек может ложно "вспоминать" создание мысли, идеи, песни или шутки, не сознательно участвуя в плагиате, а скорее переживая вновь воспоминание, которое напоминает вдохновение.
Криптомнезия, буквально, скрытая память - этот термин был предложен профессором психологии Теодор Флурнуа (1854-1920) и используется автором для объяснения происхождения опыта, который люди считают оригинальным, но которые на самом деле основаны на воспоминаниях о событиях, которые они забыли. Известно, что мозг, по-видимому, обладает удивительной способностью хранить глубоко в подсознании, вне пределов досягаемости, всю информацию о каждой когда-либо виденной вещи и слышанном разговоре даже спустя много лет.

В книге "От Индии до планеты Марс" , изданной в 1900 г , Флурнуа исследует феномен медиума Катерины-Элизы Мюллер. В 1894 году он познакомился с тридцатитрехлетней продавщицей, которую он в своих публикациях называл Хелен Смит. Хелен, с 1892 года участвовавшая в спиритических сеансах, утверждала, что в прошлой жизни она была Марией Антуанеттой. В состоянии транса Хелен с поразительным правдоподобием разыгрывала сцены из жизни казненной французской королевы.
В другом цикле перевоплощений Хелен была дочерью арабского шейха, вышедшей замуж за индийского раджу. Она вставляла в свою речь санскритские слова, говорила о событиях, происходивших в Индии в XV веке, так, словно была их свидетельницей.
Наконец, Хелен Смит поведала о своей прошлой жизни на Марсе, подробно обрисовав тамошних обитателей, их дома, быт, животных, приводила образцы марсианской письменности. Она занялась живописью и писала картины из марсианской жизни.
В вышедшей книге "От Индии до планеты Марс" утверждалось, что марсианский язык Хелен Смит - искаженный французский, что арабские изречения позаимствованы у домашнего врача семьи Смит, изучавшего арабский язык, и что исторические сведения (порой ошибочные) взяты из одного старого исторического труда.
Через год после вышедшей книги, у Хелен Смит открылся новый талант. Войдя в транс, она брала в руки кисти и рисовала картины на религиозные темы. Её картины считаются ярким примером ар брют - искусства непрофессионалов, имеющего спонтанный характер и не зависящего от культурных традиций. [2]

Карл Густав Юнг рассматривал криптомнезию в своей диссертации "О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов" (1902) и в одноимённой статье "Криптомнезия" (1905), предложив, что данное явление существовало в произведении Фридриха Ницше "Так говорил Заратустра".

“Интересный пример представляет криптомнезия, или "скрытое воспоминание". Скажем, писатель работает, развивая в строгом соответствии с заранее составленным планом сюжетную линию или действие повести. Вдруг он неожиданно отклонился от темы. Может быть, ему пришла на ум свежая идея или новый образ, или даже сюжетный ход. Если спросить писателя, чем вызвано это отклонение, он не сможет объяснить. Он мог даже не заметить изменения, хотя создаваемый им материал совершенно новый и явно не был известен ему ранее. В то же время, в некоторых случаях можно доказать наличие поразительного сходства написанного с чьей то еще работой, которую он полагает абсолютно незнакомой.
Я сам обнаружил потрясающий пример такого рода в книге Ницше 'Так говорил Заратустра", где автор воспроизводит почти слово в слово происшествие, описанное в одном корабельном вахтенном журнале за 1686 год. По счастливой случайности я прочел эту морскую историю в книге, вышедшей в свет, если мне не изменяет память, в 1835 году (за полвека до того, как Ницше взялся за перо). Обнаружив аналогичное описание в "Заратустре", я обратил внимание на необычный стиль, отличающийся от свойственного Ницше. Я убежден, что Ницше тоже попало в руки то старинное издание, хотя он и не сослался на него. Я написал сестре Ницше, тогда здравствующей, и она подтвердила, что читала с братом эту книгу, когда ему было одиннадцать лет. Судя по всему, Ницше и представить не мог, что занимается плагиатом. Я уверен, что та история через пятьдесят лет неожиданно впорхнула в его сознание. Подобная ситуация, в которой человек не отдает себе отчет, характерна для подлинного воспоминания. Почти то-же может случиться с музыкантом. Услышанный им в детстве деревенский напев или популярную песенку он может, будучи в зрелом возрасте, вставить в качестве ведущей темы в сочиняемую симфонию. Это идея или образ вернулась из подсознания в сознающий разум.” [6]

В своей работе “Концепция коллективного бессознательного” Юнг пишет, что “определить коллективное бессознательное не всегда просто. Недостаточно указать на зачастую очевидный архетипический характер проявлений бессознательного, ибо они могут быть обязаны своим возникновением обретениям языка и образования. При этом должна быть исключена криптомнезия, что в некоторых случаях почти невозможно.” [5]

Литература:

1. Герштейн М. Журнал "Тайны ХХ века, № 12, 2016
2. Гольцман Е. Пьер Жане, Зигмунд Фрейд и множественные личности // "Наука и жизнь", №6, 2002.
3. Кэррол Р. Т. Криптомнезия // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий = The Skeptic's Dictionary: A Collection of Strange Beliefs, Amusing Deceptions, and Dangerous Delusions. — М.: "Диалектика", 2005. — С. 252.
4. Ричард Нолл. Тайная жизнь Карла Юнга. Серия: Актуальная психология. Издательства: Рефл-бук, Ваклер, 1998 г.
5. Юнг К.Г. Очерки по психологии бессознательного. М.: Когито-Центр, 2010. 352 с.
6. Юнг К.Г. Человек и его символы. Под общ. ред. Сиренко С.Н. - Москва : Серебряные нити, 2002. - 296 с.



Семашко Светлана