Все мы сталкиваемся с таким неприятным для нас явлением, как лицемерие. Злонамеренное, несущее шлейф совершенно отрицательных эмоций, заблуждение неискреннего, фальшивого человека, лицемерие становится частью его личности.
С этической точки зрения лицемерие аморально. В обыденной жизни мы встречаемся с лицемерием даже намного чаще, чем можно предположить. Некоторые сигналы от окружающих нами воспринимаются и истолковываются как лицемерие, а некоторые игнорируются. Почему это происходит?
Дело в том, что каждый посыл человека наполнен определенной эмоциональной составляющей, уровень которой может быть разным. Соответственно с высоким уровнем эмоциональности лицемерие воспринимается острее, нежели со слабым. (Сравним, к примеру, лицемерные улыбки продавцов в магазине и поведение коллеги-льстеца на работе).
У человека с развитой или приобладающей интуитивной сферой внутри от льстивых комплиментов и фальшивых откликов всегда что-то щелкает. Скорее всего, творческая компонента личности интуита, ведомая рефреном Константина Станиславского: "Не верю!". 
Лицемерный шаг в первую очередь связан с собственной выгодой. Например, вызвать расположение "удобного" человека, протиснуться вперед за счет лести и потока комплиментов, обладая при этом заурядным мышлением, какой-то внутренней серостью, совершенным отсутствием харизмы. То есть лицемерие это еще и установка, направленная на уничтожение, подавление более сильного соперника. Обладая лисьей хитростью, лицемеры могут вести любые скрытые игры, вдохновляясь целью быть первыми. 
О справедливости, о том, что жить надо по уму, по совести, они и слышать ничего не хотят. Паразитирующее желание выйти в авангард...Зачем? Что это дает? Самоутверждение? А если разобраться? Лицемер несет в себе разрушительную компоненту личности. Он может позвлить себе публично разглагольствовать о докладе ученого, слагая оды в его честь, но в душе посылая ему ядовитые стрелы.

Такое поведение лицемера примитивно, низко, даже пошло. Но у каждого лицемера не хватает важных ресурсов принять ситуацию, осознать ее, чтобы найти выход. Ему легче петь дефирамбы, чтобы заслужить доверие администрации, расположение коллег. Но вместе с тем, лицемер слаб как личность. В некоторых случаях, в личности лицемера скрывается страх быть подавленным. Например, разведенная женщина, страдавшая от мужа-тирана, избиваемая и унижаемая им, после развода живет в страхе быть подавленной снова. Модель поведения ее меняется следующим образом. Ее трансформация личности сопровождается навязчивым перфекционизмом (сигнал - "Ну обратите же на меня внимание! Видите, какая я хорошая!") и желанием наверстать упущенное за годы совместной жизни с агрессором ("во что бы то мне это ни стало, я всем докажу, что я ...."). И если нейтрально посмотреть на это, состояние-то женщины ресурсное. Но выбирает она модель тупиковую. За счет льстивых слов своим коллегам ей удается расположить не всех, но некоторых, возможно, даже занять какую-то должность или открыть ИП (и снова-таки, ресурс!). Однако в состоянии жажды реванша такая дама засасывается болотом собственного эго. И уже лесть из ее уст направлена на подрыв соперника, на моральное уничтожение конкурентов, например, дама общается с сильными коллегами, выуживает какую-то информацию. а дальше по сценарию 1937 года - строчит доносы, жалуется модераторам, находит какие-то немыслимые объяснения как повод придраться к профессиональной компетенции другого человека и т.д. В общем, после развода такая особь надевает маска своего супруга, выбирая еще более вычурный механизм воздействия и подавления.
Таким образом, лицемерие есть проявление негативных сторон личности, обладает разрушительным, дестабилизирующим началом и при стечении обстоятельств (клинические проявления навязчивых мыслей, состояний и т.п.) может способствовать не только духовному распаду личности, но и психическому расстройству.

Портал «Клуб Здорового Сознания»
2015 - 2024


Карта сайта

Email:
Связаться с нами