"Я много в себе копаюсь, вижу свои недостатки", "ненавижу себя в той или иной ситуации", "какая же я дура, что поступила именно так", "люблю самокопание" - примерно такие фразы звучат на консультациях, когда человек искренне верит, что процесс самокопания поможет ему благоприятно пережить и принять себя в своем прошлом и настоящем. Но так ли это?
В такие моменты, я прошу собеседника представить визуально картину, когда мы добровольно берем лопату и старательно, методично начинаем себя копать.
Первое понимание этой абсурдной картины - боль. Физическая боль, которую человек наносит себе добровольно, чтобы найти..., и вскрывая себя лопатой, что, прежде всего он ищет? Что-то плохое, что его тревожит. Т.о. тревога усиливается, боль удваивается. И когда человек находит то, не хорошее, что он в себе искал, наступает момент истины - вот оно! К чувству боли прибавляется грубая оценка (именно ОЦЕНКА, а не принятие). И в результате такой жесткой и грубой самокритики, человек считает себя еще наиболее плохим. Испытывая боль, иногда и ненависть к себе, по какой-то странной причине, человек сохраняет уверенность, что он ЛЮБИТ заниматься САМОКОПАНИЕМ. Он воспринимает процесс самокопания, как полезным процессом.
И тогда встает вопрос - в чем польза, если в результате мы получаем не только боль, но и:
- занимаемся поиском своих недостатков и постоянно к ним возвращаемся;
- жалеем себя в ситуациях, когда мы сделали что-то не так (во время не смогли ответить, совершили какой-то неприличный поступок).
В таких ситуациях мы можем смело утверждать - ХОЧУ РАЗОБРАТЬСЯ В СЕБЕ. Именно этот запрос - "разобраться в себе", звучит наиболее часто на консультациях, после которого следует новый запрос - "хочу понять, что со мной не так".
Получается, что процесс самокопания приводит к новому, негативному, восприятию себя, с поиском того загадочного "НЕ ТАК". И, как следствие - страхи увеличиваются, увеличивается поиск все новых и новых "не так". И чем больше человек находит своих "не так", тем больше боли человек испытывает и понимает, что он "совсем не такой уж и хороший", самообвинение и самооправдание начинают чередоваться между собой, злость на себя усиливается, человек еще более и чаще начинает себя ругать и жалеть, одновременно. И мы начинаем искать причину, почему это произошло, и еще больше закапываемся.
Согласно вышеописанному, мы можем предположить, думаю, что даже утверждать - самокопание разрушает человека, это опасно и больно.
Так что же делать? Неужели самокритика не нужна человеку?
Еще как нужна, и при этом полезна!
Нам важно разделить понятия между жесткой/грубой самокритикой и адекватной/зрелой. Каким образом смягчить жесткую и невротическую самокритику? Что сделать, чтобы она стала полезной для человека и превратилась из губительно-разрушающей в добрую, зрелую, адекватную, понимающую и поддерживающую?
Для начала, возьмем уже привычную лопату, поблагодарим её, что она столько времени была с нами, и попрощаемся с ней.
Да, хорошая лопата, качественная, добротная. Но она нам больше не нужна.
И с чем мы остаемся? Что взамен?
Кисточка! С кисточкой у нас появляется способность к исследованию. К исследованию себя. Мы делаем это нежно, аккуратно, с завороженным интересом к себе. Приближаясь к новому открытию, трепетно и с приятным волнением, мы приближаемся к себе, узнаем себя, принимаем себя. Бережно и увлеченно мы исследуем себя.
В процессе исследования отсутствуют понятия - плохое/хорошее, т.к. всё, что мы находим и к чему прикасаемся - воспринимается как ценность. Ценность себя, своего прошлого, своих переживаний, своего отношения, своей жизни. К пониманию ценности прибавляется бережливость (не путаем с эгоизмом), и это совсем другое отношение к себе, отличное от самокопания. Происходит процесс раскрытия и принятия, что очень важно для человека, в процессе развития.
Может ли бережное, наполненное любовью, отношение к себе - навредить человеку? Может ли аккуратное и увлеченное самоисследование, в процессе, которого ценится каждый миг в жизни человека - навредить? Нет, т.к. открывается путь в прекрасный, свой, внутренний мир, естественный и гармоничный.